Гуманитарные ведомости. Вып. 1 (45) 2023 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (45), апрель 2023 г 88 субъектом, а природу объектом. Сезанн гонится за истиной. Он изучает собственное восприятие пространства, занимаясь гносеологией в красках. Например, пишет стол кривой, чтобы отразить двойную перспективу нашего восприятия (см. П. Сезанн «Натюрморт с яблоками и персиками», 1905 г.), огромную гору на заднем плане, нарушая при этом пропорции, указывая, что туда, на эту гору, направлен взгляд художника (см. П. Сезанн «Гора Сент- Виктуар», 1887 г.). Сезанн использует природу, чтобы рассказать о природе человека, заключающейся, по его мнению, во взгляде вовне, снабженном психологическими (познавательными) особенностями субъекта. Сезанн – новатор, потому что занимается исследованием отношения человека к природе, а также теми законами, которыми эта природа формируется. Сезанн – это Кант от искусства, открывающий познавательные и рациональные способности субъекта. В письмах Сезанн обнаруживает свою кантианскую позицию – мышление посредством понятий, неискренность, логичность: «…живописец конкретизирует посредством красок и рисунка свои чувства и понятия…стараться выражаться возможно логичнее» [13, с. 223]. Сезанн, наставляя своего друга, пишет, что черпать духовную опору для произведений следует из природы, чем и занимаются другие великие художники. Сам Сезанн, будто используя скальпель, расчленяет природу на составляющие, ища способ ее сочленения. По его собственному выражению он «двигается вперед в понимании природы с точки зрения картины». Сезанн в письме другу ставит цель – универсализировать восприятие природы, продолжить научное мышление красками (и Сезанн часто говорит о своем стремлении достичь этой цели): «я вечно возвращаюсь к тому же, но я неуклонно ищу логического развития в том, что мы видим и чувствуем в изучении природы» [13, с. 231-232]. Сезанн стремится уложить восприятие природы в логические формы, чтобы передать свое восприятие другому. Сезанн, следуя за природой, отказывается от тех абстракций, которые не присуще ей – от света, который выражен в переходе других абстракций от черного к белому. Сезанна завораживают цвета. Природа для него – это цвет. Он не размечает сначала форму, то есть сам рисунок вторичен. Его цель – создать форму цветом. Его интересует, как наше восприятие, основанное на цвете, создает все разнообразие видимого – тени, глубину, форму. Цвет – это форма и условие восприятия, необходимая живому человеку, а границы и свет производны для него. Для создания универсального взгляда Сезанн прибегает к геометрическим формам, посредством которых он создает природу. Сезанн пишет: «Трактуйте природу посредством цилиндра, шара, конуса, причем все должно быть приведено в перспективу, чтобы каждая сторона всякого предмета, всякого плана, была направлена к центральной точке» [13, с. 219]. Глубина картины напоминает о взгляде художника, относительно которого наслаиваются вещи внутри картины. Глубина указывает нам на то, что мы имеем дело с сознательным актом, где вещи не врывается со скоростью снаряда,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=