Гуманитарные ведомости. Вып. 1 (45) 2023 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (45), апрель 2023 г 75 к выводу о противоречивости авторской позиции. Попытка В. Мора не у всех вызвала поддержку: если Дж. Блайт оглядывается на эту работу, то Ю. Митке [26, s. 86] считает ее неудачной. Проблема стиля, на которую обращает внимание А. Блэк, вполне разрешаема, если обратить внимание на жанр трактата. Сложно себе представить, что трактат, который должен быть послан королю Кипра и написанный в жанре «зерцал», будет похож на «Сумму теологии» или какой-нибудь комментарий. Ю. Митке [26, S. 86] замечает, что анализ рукописной передачи текста ясно показывает, что 1 и 2 книга до 4 главы были написаны значительно раньше 3 и 4 книги, что свидетельствует в пользу версии М. Грабманна, считавшего Фому автором 1 и 2 книг «De Regimine Principum». Вызывает вопрос и датировка «De Regimine Principum». В. Мор [27, s. 141-142] предположил, что трактат был написан во временном промежутке 1217-1277 гг. Однако датировка ранее 1260 г. сомнительна, поскольку Аквинат опирается на «Политику» Аристотеля, переведенную не ранее 1260 г. Т. Эшманн [15, p. 30] относил «De Regimine Principum» к 1260-1267 гг. Мандонне датировал эту работу 1265-1266 гг., а Вальс и Перрье 1266 г. [32, 189]. М. Грабманн [20, S. 330-360] предполагал, что Фома адресовал свой трактат Гуго II, умершему в 1267 г., а, следовательно, примерно на это время приходится создание 1 и 2 книг. Дж. Блайт в качестве наиболее вероятного времени создания называл 1260-е или 1270-е годы [13, p. 2]. К. Флюэлер высказался за более позднюю датировку 1271–1273 гг., обосновывая это тем, что в тексте Фома ссылается на последние книги «Политики», переведенные в 1267-1268 гг. [17, s. 129]. Отечественный исследователь и переводчик «De Regimine Principum» А. В. Марей [3, с. 90] присоединяется к мнению К. Флюэлера. Таким образом, можно отметить, что последние исследования относят трактат ко времени создания комментариев к текстам «Политики» и «Этики» Аристотеля [23, s. 203; 30, s. 61]. Фома затрагивает интересующую тему этого исследования в первых шести главах «De Regimine Principum». Так, в первой главе после того, как Аквинат определил, вслед за Аристотелем, что объединение людей имеет естественную причину, а не рождается вследствие греха, как это утверждал Августин [1, с. 327], он замечает, что совокупность из-за различных частных стремлений входящих в нее людей может распасться [7, с. 99]. Поэтому необходим правитель, целью которого является забота об общем благе совокупности. Далее Фома проводит дихотомию, разделяя правление на правильное, когда совокупность «направляется к подобающей для него цели», и неправильное, когда совокупность устремлена к иному [7, c. 100]. Сами совокупности Аквинат также разделяет на две – образованные свободными и рабами [7, c. 100]. Две эти совокупности отличаются между собой целями, поскольку свободный «служит причиной самому себе, а раб – тот, кто является тем, кем является, из-за другого» [7, c. 100]. Это позволяет Фоме дополнить определения правильного и неправильного типов правления. Первое характерно для совокупности свободных, которое направляет правитель к их

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=