Гуманитарные ведомости. Вып. 1 (45) 2023 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (45), апрель 2023 г 69 Интересно сравнить результаты данного опроса с результатами опроса, реализованного в рамках гранта РФФИ в 2017-2018 гг. [1]. Перечень ценностей авторской методики не совпадает с ценностями, выделяемыми Ш. Шварцем, однако, можно обнаружить значительные совпадения. Так, например, сохраняется отнесение респондентами к приоритетным ценностям таких понятий, как «семья», «здоровье» (ценность «безопасность» в методике Ш. Шварца), «саморазвитие» (= самостоятельность и достижение), «дружба», любовь» (= доброта). Данное сравнение свидетельствует о том, что ценности молодежи не меняются молниеносно, оставаясь, по сути, неизменными в «картине мира» нации. Какие вызовы перед современным университетом ставят ранги названных выше ценностей? Звягинцева Е. П. отмечает, что «вузы не только способны, но и реально могут повлиять на процесс становления зрелой личности с четкими морально-этическими нормами, с ценностными ориентирами, как в плане духовного саморазвития, так и в сфере профессионального становления» [3, с. 430]. Перед высшей школой сегодня стоит задача создания условия для успешной реализации комплекса ценностных ориентаций студентов. На наш взгляд, в значительной степени при выстраивании работы в вузе необходимо опираться на ценность «самостоятельность», организуя определенным образом взаимодействие в ходе учебно-воспитательного процесса, планируя воспитательную работу и развивая молодежную политику. В работе со студентами из числа российских граждан следует учитывать их приверженность гедонизму, но только в положительном аспекте, например, предлагая им такие формы работы, которые бы имитировали деятельность блогеров, стимулировали активность в социальных сетях, формировали командный дух через развлекательные мероприятия просветительского характера, иными словами, выполняли воспитательно-образовательную функцию через привычным им формы социальных активностей. С иностранными гражданами, напротив, подобный подход будет малоэффективен, так как студентам будет не хватать навыков работы и взаимодействия в социальных сетях и Интернете. Для них более предпочтительными станут индивидуальные задания, основывающиеся на имитационных операциях и действиях по образцу, а креативные форматы взаимодействия рекомендуется подключать после полного процесса адаптации к российскому социуму и культурной ассимиляции в образовательном пространстве университета. Выводы. Исследование ценностных ориентаций российского студенчества, проведенное на базе Тульского государственного педагогического университета им. Л. Н. Толстого, позволило выявить спектр ценностей, формирующих систему нормативных установок и индивидуальных приоритетов в молодежной среде. Учитывая, что нравственно-этическая ориентация и мотивация студенчества подвижна и в этом возрасте может подвергаться как негативному, так и позитивному влиянию, современный университет должен выстраивать работу в различных сферах жизнедеятельности человека таким образом, чтобы нивелировать влияние

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=