Гуманитарные ведомости. Вып. 1 (45) 2023 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (45), апрель 2023 г 68 Следует подчеркнуть, что расстановка приоритетов в среде иностранных обучающихся отличается значительным образом. Ценность «гедонизм» занимает 7 и 9 позиции на УНИ и УИП соответственно. Объяснить данный факт можно, по нашему мнению, целым рядом обстоятельств. Во-первых, возможность обучения в России расценивается многими иностранными гражданами как необходимый жизненный старт, как потенциальная возможность преуспеть в жизни и построить карьеру в дальнейшем, поэтому иностранные студенты зачастую стараются хорошо учиться и нацелены на профессиональный успех, что подтверждается рангом ценности «достижения» на 3 позиции на УНИ, то есть на уровне тех ожиданий, которые связывают их с социально-ориентированным восприятием действительности. Однако, оторвавшись от корней и испытав первые сложности в процессе обучения на иностранном языке в «чужой» системе образования, молодые люди начинают проявлять меньшую заинтересованность в успехе, поэтому ценность «достижения» на УИП опускается в ранжировании на 7 позицию. Во-вторых, большинство иностранных студентов испытывают финансовые трудности и живут довольно скромно, рационально планируя средства на удовлетворение насущных потребностей, а не на развлечения, которые часто им не доступны в силу высокой стоимости. В-третьих, в силу религиозных, морально-этических, традиционных и культурных установок иностранные студенты из Туркменистана обычно ведут более замкнутый образ жизни по сравнению со студентами-гражданами РФ, а влияние информационных технологий и Интернета на молодое поколение является менее значительным. Туркменистан – довольно закрытая страна, на территории которой заблокированы такие сайты и сервисы, как Google, YouTube, Facebook, Twitter, ВКонтакте, недоступны мессенджеры WhatsApp и Viber. Поэтому активно пользоваться Интернетом студенты начинают обычно только на территории России. Возвращаясь к ценности «самостоятельность» и ее значимости для иностранных студентов, подчеркнем, что на УНИ респонденты разместили ее на 5 позицию, а на УИП – на позицию 2. Данный факт несложно объяснить. С одной стороны, приехав в Россию, иностранные студенты сначала проходят период социальной адаптации, но вынуждены уже с самых первых дней, тем не менее, активно включаться в жизнь нового для них социума, взаимодействовать в университетской среде с другими студентами, преподавателями и представителями администрации университета, они лишены при этом поддержки родителей и могут опираться только на самих себя. Поэтому закономерно, что на УИП, то есть в конкретных поступках и ситуациях, значимость данной ценности значительно повышается. С другой стороны, традиционные представления туркменской культуры, построенные на патриархальных взаимоотношениях, не формируют у молодого поколения стремлений к самостоятельности как одной из ценностей верхнего уровня, в студенческом возрасте и до возвращения на Родину молодые люди не задумываются о создании семьи и профессиональной самореализации.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=