Гуманитарные ведомости. Вып. 1 (45) 2023 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (45), апрель 2023 г 64 студенческие годы молодые люди еще не окончили процесс своего личностного формирования, высшая школа и система образования призвана помочь им в этом, направить и сформировать определенный уровень зрелости, который складывается из некоторого количества элементов: 1) интеллектуальной зрелости (познавательный интерес, умение найти конструктивное решение проблемы, рефлексивность мышления и т. п.); 2) эмоциональной зрелости (эмпатия, отзывчивость, адекватный эмоциональный отклик, умение управлять эмоциональными реакциями и побуждениями); 3) социальной зрелости (проявляется в патриотичном сознании и просоциальной гражданской позиции, а также стремлении к личностному росту [9, с. 55]. Роль системы образования проявляется при формировании каждого из названных элементов: учебная деятельность непосредственно формирует интеллектуальную зрелость, воспитательная деятельность особую роль играет при формировании эмоционального и социального видов зрелости, превращая ценности в реальные мотивы деятельности. В ходе данного исследования была поставлена цель изучить ценности современного российского студенчества с целью выявления основных ориентиров для построения учебно-воспитательной работы в современном университете. Исследование ценностных ориентаций студенчества проводилось на базе Тульского государственного педагогического университета им. Л. Н. Толстого (ТГПУ им. Л. Н. Толстого) в 2021-22 учебном году. В опросе приняли участие 88 студентов: 43 – граждане России и 45 – граждане Туркменистана. С целью корреляции результатов на основе такого критерия как «картина мира» и «экзистенциальная парадигма» было принято решение сделать выборки моноэтничными. В качестве методологической основы исследования выступил ценностный опросник Шалома Шварца, разработанный им на основе теста «Ценностные ориентации» Милтона Рокича в 1992 году для изучения динамики изменения ценностей как в группах (культурах) в связи с изменениями в обществе, так и для личности в связи с ее жизненными проблемами. По итогам обработки заполненных студентами бланков для каждой группы испытуемых был подсчитан средний балл по всем 10 категориям ценностей: власть, достижение, гедонизм, стимуляция, самостоятельность, универсализм, доброта, традиция, конформность и безопасность. Затем было произведено ранжирование в соответствии с получившимися баллами: на первую позицию были помещены ценности, балл по которым максимален, далее ранжирование осуществлялось по убыванию значимости ценностей для каждой группы студентов. В соответствии с концепцией автора методики ценностные ориентации под номерами 1-3 рассматриваются как обладающие высокой значимостью для личности, а ранги 7-10, напротив, представляют низкую значимость для испытуемых. Таким образом, было получено четыре ранжированных списка, по два на каждом из двух изучаемых уровней: уровне нормативных идеалов (далее по тексту – УНИ) и уровне индивидуальных приоритетов (далее по тексту – УИП).

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=