Гуманитарные ведомости. Вып. 1 (45) 2023 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (45), апрель 2023 г 63 В статье «Жизненные перспективы, ценности и цели молодежи Сибири (по данным исследования в Сибирском федеральном округе)» коллектив авторов также подчеркивает, что «именно ценности образуют стержень личности, определяют траекторию жизненного пути, жизненной перспективы. На базе ценностных ориентаций формируется смысл жизни и мотивация личности» [7, с. 414]. Подобное мнение также выражает Фоменко В. Г., отмечая, что «с позиций духовных, общечеловеческих и национальных ценностей, личность выражает к «миру вещей и людей» совершенно определенное отношение, «заданное» ценностными ориентациями индивида, культурой его жизненного самоопределения» [8, с. 37]. В антропологических науках понятие «ценность» имеет разнообразные трактовки. Так, например, Ершов В. Л., рассматривая философские основы аксиологического подхода, утверждает, что «философская трактовка категории «ценность» появилась вместе с возникновением философии» [2, с. 108]. Хотя терминологически оформление понятия в философской науке произошло только в XIX веке, в том числе благодаря развитию антропологических знаний. В этике и эстетике вопрос ценностей конкретизируется в отношении к таким понятиям, как добро и красота. С точки зрения педагогики данный концепт можно рассматривать как психо-педагогическое образование, в основе которого лежит отношение личности воспитуемого как к самому себе, так и к окружающему его миру, воспитывающей среде. В психолого-педагогических науках через призму ценностей индивидуум оценивает себя, свои акты, окружающий его социум, поэтому с понятием ценностей также тесно связаны понятия рефлексии и мотивации. В рамках данного исследования мы будем рассматривать понятие «ценность» в широкой трактовке, в которой его описывает Новейший энциклопедический словарь: «Ценность, термин, широко используемый в философской и социологической литературе для указания на человеческое, социальное и культурное значение определенных явлений действительности» [5, с. 1343]. Анализ сущности ценностей позволяет определить их место не только в экзистенциальной парадигме, в культуре, в социуме, но и в современной системе высшего образования. Идейными основами современной высшей школы явились принципы, формировавшиеся на протяжении предыдущих исторических периодов и отражающие идеи культуросообразности (учет общечеловеческих ценностей наряду с учетом ценностей национальной культуры и региональных традиций), природосообразности (научное понимание взаимосвязи природных и социальных процессов) и антропоцентризма (признание человека высшей ценностью, рассмотрение развивающейся личности как субъекта собственного развития). По мнению Яковлевой И. В., «современная философия воспитания формирует цели воспитания, ставит вопрос о взаимосвязи ценностей воспитания и культуры», задавая новый образ человека, адекватный вызовам современного тысячелетия [9, c. 45]. Принимая во внимание тот факт, что в

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=