Гуманитарные ведомости. Вып. 1 (45) 2023 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (45), апрель 2023 г 62 молодежи, во все времена представляет собой ключевой фактор и стратегический ресурс развития общества и образования. Как справедливо отмечает в своей статье Селиванова З. К., исследование «картины мира» молодого поколения позволяет делать определенные предположения о потенциале развития страны, поскольку молодежь представляет собой «кадровый резерв» национальной элиты, и «через 10-15 лет именно эти молодые люди будут ключевыми носителями культуры своего народа и страны» [6, с. 110]. Являясь тем рычагом и стимулирующим звеном, которому предстоит строить общество будущего, молодое поколение должно стать достойным продолжателем развития человечества в XXI веке. Для успешного формирования поколения будущего необходимы исследования актуальной ситуации ценностных ориентаций и установок современной молодежи. Важно понимать, что лежит в основе нормативных идеалов и поведенческой мотивации современных студентов, чтобы эффективно выстраивать работу в современном университете. Так как именно высшие учебные заведения на данном этапе взросления обладают целым арсеналом возможностей для корректировки и регулирования ценностных и мотивационных установок молодежи. Целью статьи является исследование ценностных ориентаций российских студентов, в том числе в сопоставительном аспекте в корреляции «граждане России – граждане Туркменистана», для выявления реперных точек при построении работы современного университета на различных уровнях. Реализация поставленной цели потребовала решения следующих исследовательских задач :  рассмотреть понятие «ценность» в системе антропологических наук;  изучить ценностные ориентации российского студенчества на основе опросника Ш. Шварца;  дать авторскую интерпретацию полученных в ходе исследования результатов;  определить проблемы, стоящие на современном этапе перед профессорско-преподавательским составом и перед администрацией университета в аспекте аксиологического подхода к образованию;  предложить возможные пути решения выделенных проблем. Теоретической основой исследования выступили современные подходы антропологических наук к пониманию ценностных ориентаций как условия экзистенциального и профессионального самоопределения студенческой молодежи. В соответствии с философско-педагогическими подходами в акмеологии как науке сформирована теория личности, рассматривающая ее как субъекта жизненного пути. В соответствии с данной теорией, личность вырабатывает определенную устойчивую жизненную позицию и затем реализовывает жизненные перспективы согласно той «картине мира», которая была заложена в нее в период становления и взросления.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=