Гуманитарные ведомости. Вып. 1 (45) 2023 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (45), апрель 2023 г 58  соблюдение равенства прав и свобод человека, а так же проявление толерантности и уважения к традициям при выполнении профессиональных обязанностей в онлайн-формате;  избегать конфликтных ситуаций, способных нанести вред деловой репутации самого преподавателя, коллег и университета;  соблюдать правила речевого и письменного этикета при взаимодействии со студентами и коллегами в электронном формате;  придерживаться делового стиля в одежде при взаимодействии со студентами и коллегами в формате видеоконференцсвязи. Указанные положения норм профессиональной этики преподавателя в контексте цифровизации образования не изменяют их сущности: опосредованные «цифрой» они являются отражением и продолжением норм и ценностей профессиональной этики в традиционном понимании. Выводы. Процесс цифровизации высшего образования, в котором сложным образом переплетаются технологические возможности, социально- экономические мотивы и инновации педагогической практики, преобразует профессиональную деятельность преподавателя, с целью повышения результативности обучения будущих специалистов в цифровом университете. Вместе с тем, происходит расширение его профессиональных обязанностей и появление новых ролей, что обуславливает возникновение этических проблем и рисков, и в целом трансформацию профессионального статуса преподавателя высшей школы. Совершенствование профессионально-этического регулирования деятельности преподавателя в цифровой среде университета является необходимым компонентом цифровой трансформации высшего образования, и требует своего оформления в виде кодификации норм профессионального поведения, содействующих эффективности образовательного процесса в условиях цифровизации. Литература 1. Двенадцать решений для нового образования : доклад Центра стратегических разработок и Высшей школы экономики / под общ. ред. Я. И. Кузьминов, И. Д. Фрумин. М.: НИУ ВШЭ, 2018. 105 с. 2. Дорохина Р. В., Лаврёнов С. В. Этические проблемы цифровизации в системе образования // Век глобализации. 2021. № 2. С. 118˗123. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/eticheskie-problemy-tsifrovizatsii-v-sisteme- obrazovaniya (дата обращения: 20.03.2023) 3. Прокофьев А. В. Этика профессора в цифровом университете // Ведомости прикладной этики. 2021. № 58. С. 31˗53. 4. Скворцов А. А. Этика в цифровом образовании: как «Любовь к дальнему» развивает «Любовь к ближнему // Ведомости прикладной этики. 2021. № 57. С. 64˗73.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=