Гуманитарные ведомости. Вып. 1 (45) 2023 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (45), апрель 2023 г 57 сосредоточенные в таком явлении как «дисциплина ума и дисциплина урока – как две неотделимые друг от друга составляющие образовательного процесса» [5, с. 55] – являются основным фактором воздействия на личностно- профессиональное становление будущих специалистов. В условиях цифровизации высшего образования это видится возможным лишь благодаря созидательному использованию digital-технологий, направленному на модернизацию методики преподавания, а также принятию новых ценностных установок: равенство в освоении инноваций, желание развиваться в интеллектуальном, нравственном и технологическом плане, взаимное доверие и когнитивное соучастие, совместная содержательная работа в цифровой среде. В-четвертых, концептуальный вопрос «как оценивать?» качество полученных в цифровой среде знаний, обуславливает поиск «способов формирования культуры академической честности и этически обоснованных методов наблюдения за выполнением отчетных заданий [3, с. 31]. Оставаться честным, беспристрастным и справедливым в оценке студенческой успеваемости, затрудняет основанная на алгоритмах и программировании система онлайн-прокторинга: лишенная моральной рефлексии и морального выбора, делает за человека исключительно техническое решение. А также формализационная система ценностей, превалирующая над традиционной системой ценностей профессиональной этики и подменяющая статистическими данными «профессиональную практику, когда ученик обретает мастерство, глядя на действия учителя» [4, с. 66]. Как видим, профессиональная деятельность профессорско- преподавательского состава в контексте цифровой трансформации образования высшей школы претерпевает изменения, влекущие за собой этические проблемы и риски, что обуславливает необходимость разработки норм профессиональной этики преподавателя в условиях цифровизации. На наш взгляд, основополагающими положениями должны быть:  исполнение своих обязанностей в цифровой образовательной среде в соответствии с профессиональным долгом, заключающимся в творческом подходе к труду через освоение digital-технологий, стремлении к пополнению профессиональных знаний, интеллектуальном и нравственном развитии, что в совокупности способно усилить содержательный аспект преподавания;  уважение чести и достоинства студентов и других участников образовательного процесса, проявляющееся в отказе от какого-либо унижающего обращения в цифровой среде;  соблюдение справедливости в оценке успеваемости студентов, качества полученными ими знаний, умений и навыков посредством цифровых ресурсов и сервисов;  соблюдение ответственности при разработке авторских онлайн- курсов, цифровых методических пособий, размещении в электронную оболочку учебно-образовательного контента;  проявление тактичности и внимательного отношения к студентам и коллегам в цифровой образовательной среде;

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=