Гуманитарные ведомости. Вып. 1 (45) 2023 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (45), апрель 2023 г 56 преподавателя высшей школы должно стать основным направление программ переподготовки и курсов повышения квалификации профессорско- преподавательского состава по овладению digital-тезауруса. Во-вторых, в условиях цифровизации высшего образования, обязанностью преподавателя, в соответствии с первым концептуальным вопросом «чему учить?», является сохранение его автономии, академической свободы и созидательной деятельности. Digital-технологии, например, онлайн- курсы, онлайн-тренажеры, искусственный интеллект, вполне могут ограничить право выбора использования тех или иных методов и форм работы в цифровой образовательной среде. Например, являясь разработчиком уникального, авторского онлайн-курса, преподаватель может столкнуться с бюрократическими стандартами и требованиями, ограничивающими его видение направления размещения контента в электронную оболочку. Инноватизация и стандартизация образовательного процесса, а также утрата преподавателем свободного осуществления планирования и проведения учебных занятий, превращает его в «оператора цифрового образовательного взаимодействия», выполняющего задачи «преимущественно технического характера» [8, 10], которые ставит перед ним университет, инновационная экономика и цифровое общество. Оператор или «тьютор» цифрового образования теряет возможность «живого» взаимодействия со студенческой аудиторией, а, следовательно, утрачивает воспитательную компоненту и перспективы трансляции норм и ценностей профессиональной этики, что ведет к дегуманизации образования и как следствие социума в целом. Кроме того, теряет свой общественный статус профессия преподавателя высшей школы, в силу того, что его функции вполне заменяемы «умными машинами» и искусственным интеллектом: «ключевым фактором для получения новой профессии будет самообучение с минимальным привлечением преподавателей к образовательному процессу» [2]. Отметим, что замена преподавателя «цифрой» вполне может привести к сокращению профессорско- преподавательского состава, в том случае, если свести профессиональную деятельность исключительно к алгоритмизации и роботизации и снизить роль реального общения ключевых акторов системы высшего образования – преподавателя и студентов. Вместе с тем, самостоятельное выполнение онлайн- заданий и усвоение знаний, умений и навыков без контроля со стороны преподавателя доступно не каждому обучающемуся в силу недостаточной самомотивации и отсутствия способностей к самоорганизации и самообразованию. В-третьих, основываясь на втором вопросе «как учить?», задача преподавателя высшей школы, осуществляющего профессиональную деятельность в цифровой образовательной среде, заключается в сохранении «…межличностного контакта между ним и студентами; … локализованности преподавания; соблюдение этических границ при использовании образовательной аналитики» [3, с. 31]. Совместный поиск истины, производство знания и создание контекстов для его многократного рождения путем дискурса и рефлексии, культивирование нравственных ценностей,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=