Гуманитарные ведомости. Вып. 1 (45) 2023 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (45), апрель 2023 г 54 Актуальность исследования . Цифровизация высшего образования, обусловленная становлением цифрового общества и развитием инновационной экономики, трансформирует не только образовательный и административно- хозяйственный процессы университета, но и профессиональное поведение ключевого актора обучения будущих специалистов – преподавателя высшей школы. Речь идет не только о всестороннем преобразовании деятельности преподавателя на основе инновационного потенциала digital-технологий и цифровой среды, но так же об изменении его обязанностей, классифицирующихся в соответствии с концептуальными вопросами: «чему учить?» – «как учить?» – «как оценивать?» [3, с. 31]. Цифровая образовательная среда, с одной стороны, дает новые возможности для содержательной работы в плане интеллектуального и нравственного развития преподавателя, а так же для его непрерывного совершенствования «как в предметной области, так и в овладении методикой, формами, технологиями обучения» [10]. Однако, с другой стороны, сокращает пространство этики образования и предоставляет условия, которые вполне могут затруднить и исказить реализацию профессионального долга, чести и достоинства; ответственного исполнения своих обязанностей; осуществление справедливости и т.д., что в целом выступает триггером множества этических проблем и рисков. В этой связи, становится актуальным рассмотрение вопроса трансформации профессиональной деятельности, а так же роли и статуса преподавателя в условиях цифровизации. Цель исследования заключается в определениизначения профессиональной этики преподавателя высшей школы в контексте цифровизации образования. Реализация поставленной цели требует решения следующих исследовательских задач : рассмотреть профессиональную деятельность преподавателя в условиях цифровой трансформации образования в высшей школе и выделить возникающие проблемы и риски; указать основополагающие положения норм профессиональной этики преподавателя в контексте цифрового образования; определить значение профессиональной этики преподавателя высшей школы в цифровой образовательной среде. Методология исследования определена совокупностью следующих методов: анализ и синтез современных исследований по заявленной проблеме и нормативно-правовых актов; метод дескриптивного анализа (при описании процесса цифровизации и цифровой трансформации высшего образования); системный и диалектический методы (определены целью и задачами исследования проблемы трансформации профессиональной этики преподавателя высшей школы в условиях цифровизации образования). Цифровизация высшего образования, являющаяся одним из основных направлений современного общественного развития, представляет собой процесс перевода из аналоговой (или очной) образовательной среды в цифровую и подразумевает: развитие и внедрение цифровых инструментов и

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=