Гуманитарные ведомости. Вып. 1 (45) 2023 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (45), апрель 2023 г 53 Актуальные проблемы цифровицации информационного общества Г. В. Валеева Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫCШЕЙ ШКОЛЫ В КОНТЕКСТЕ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ Цель статьи – выявление значения профессиональной этики преподавателя высшей школы в контексте цифровизации образования. Новизна исследования заключается в том, что на основании анализа профессиональной деятельности профессорско-преподавательского состава в цифровой образовательной среде определены этические основания норм, которые могут стать основополагающими для профессиональной этики преподавателя. Показано, что цифровая трансформация существенно расширяет профессиональные обязанности преподавателя и обозначает его новые роли, что влечет за собой множество трудностей, этических проблем, рисков и в целом преобразует статус профессии. Автор делает вывод о том, что профессиональная этика содействует эффективности и результативности образовательного процесса в условиях цифровизации, в связи с чем, необходимо осуществление профессионально- этического регулирования деятельности преподавателя в цифровой среде университета посредством кодификации норм профессионального поведения. Ключевые слова: цифровизация, цифровая трансформация высшего образования, цифровой университет, профессиональная этика, профессиональная деятельность, статус профессии. G. V. Valeeva Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University (Tula, Russia) PROFESSIONAL ETHICS OF A HIGHER SCHOOL TEACHER IN THE CONTEXT OF DIGITALIZATION OF EDUCATION The purpose of the article is to identify the importance of professional ethics of a higher school teacher in the context of digitalization of education. The novelty of the research lies in the fact that, based on the analysis of the professional activities of the teaching staff in the digital educational environment, the ethical foundations of norms that can become fundamental for the professional ethics of a teacher are determined. The article shows that digital transformation significantly expands the professional responsibilities of a teacher and designates his/her new roles, which entails many difficulties, ethical problems, risks and in general transforms the status of the profession. The author concludes that professional ethics contributes to the effectiveness and efficiency of the educational process in the context of digitalization, therefore, it is necessary to implement professional and ethical regulation of teacher's activities in the digital university environment through the codification of professional behavior standards. Keywords: digitalization, digital transformation of higher education, digital university, professional ethics, professional activity, profession status. DOI 10.22405/2304-4772-2023-1-1-53-60

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=