Гуманитарные ведомости. Вып. 1 (45) 2023 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (45), апрель 2023 г 5 А. К. Судаков Институт философии РАН КАНТ И ПРОБЛЕМА ТЕОДИЦЕИ Статья ставит целью анализ системы и характера аргументации в работе Канта о «философских попытках теодицеи». Аргументы по вопросу об объективной целесообразности в сотворенном Богом мире строятся у Канта согласно метафоре судебного спора о правомочиях: теистическая версия тезиса о целесообразности оспаривается ее противниками ввиду существования в мире морального и физического зла и недостаточной справедливости в наказании злодеев; философствующие свидетели защиты пытаются найти основания для согласования этих аспектов зла с мудростью Творца, которые составляют философскую теодицею. На каждом из поприщ спекулятивного спора о теодицее имеется, по Канту, три основных довода. Вывод Канта гласит, что первые два аргумента в каждом случае логически или этически несостоятельны; третий же довод теоретической теодицеи непосредственно затрагивает интересы практического разума, а потому может сохранить философскую значимость, если источник зла будет последовательно утверждать не в непознаваемой сути вещей, а в самом субъекте и его злоупотреблении своей свободой. Эта линия мысли развивает метафизическую позицию автора наиболее известной теодицеи – Лейбница, хотя реконструируемые Кантом теоретические позиции сторонника теодицеи лишь отчасти находят себе соответствие у Лейбница. Поскольку же тезис объективной целесообразности творения для философа сомнителен, спекулятивное же познание «сути вещей» одним разумом признается недоступным, теоретический спор об оправдании Бога ввиду мирового зла Кант вынужден признать теоретически безнадежным предприятием. Диагноз философа гласит также, что аргументы философствующего сторонника теоретической теодицеи клонятся к недопустимой нейтрализации морального зла. Если же источник зла есть злоупотребление свободой, то хотя совершенное зло не может быть ничем устранено, однако оно может быть практически преодолено в акте решительной перемены морального умонастроения, которая есть единственно возможное основание оправдания по милости и благодати. Ключевые слова: Кант, Лейбниц, философия религии, теодицея, практический разум, целесообразность, зло, моральное зло, физическое зло, справедливость Бога, революция в умонастроении. A. K. Sudakov Institute of Philosophy of the Russian Academy of Sciences (Moscow, Russia) KANT AND THE PROBLEM OF THEODICY The aim of the study is to analyze the system and nature of argument in Kant’s article about «philosophical attempts in theodicy». Kant constructs the arguments concerning objective purposiveness in the world created by God according to a metaphor of a judicial dispute about legal powers: the Theistic variation of the purposiveness thesis is challenged by its opponents because of the presence of moral and natural evil in the world and due to a lack of justice in the punishment of villains; the defense attorneys try to find out the grounds for a possible reconciliation

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=