Гуманитарные ведомости. Вып. 1 (45) 2023 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (45), апрель 2023 г 39 Осмысление феномена культурного трансфера возникло относительно недавно – сам термин был введен М. Эспанем и М. Вернером в 1980-х годах. Изначально в центре научных интересов этого французского ученого была история обмена знаниями между Францией и Германией в XIX веке, однако впоследствии он стал также говорить о значимости изучения специфики культурного трансфера в контексте процессов колонизации. По умолчанию считалось, что культура колонизаторов становится донором, которая влияет на изменение обычаев, традиций, быта, культурных институтов колонизируемой страны, при этом французский ученый подчеркивал: происходит не простое копирование элементов культуры, а их трансформация. М. Эспань также предложил переосмыслить однонаправленное изображение процесса культурного трансфера, указывая на то, что идет взаимовлияние, взаимообмен между культурами, переносимые элементы смешиваются при взаимопроникновении, гибридизируются. В то же время за пределами исследовательского интереса оказалась тема культурного трансфера внутри одной культуры. По умолчанию предполагается, что внутрикультурные процессы протекают естественным образом, что-то из элементов отмирает, что-то трансформируется – однако этот процесс удостоился пристального внимания разве что историков культуры. В то же время в нашей стране есть определенная особенность – революция, отметая всё «старое», порой уничтожала и социально-полезные практики, полагая, что социалистическая жизнь создаст свои, более ей подходящие. Собственные дореволюционные культурные традиции совершенно не рассматривались как что-то значимое, а тем более – достойное трансформационного встраивания в новую российскую реальность. Этот же подход относится к установке на милосердие, помощь ближнему – на благотворительность. Если же обратиться к истории, то русские традиции помощи ближнему имеют глубокие исторические корни: хотя авторы подчеркивают религиозные основы истоков благотворительности как социальной практики [8, с. 17-36], однако в не меньшей степени здесь сыграл роль и присущий нам коллективизм, проявлявшиеся в конкретных формах безвозмездной помощи ближнему (помочи, толоки, складчина, супряга и др.). В советский период значительная часть этих благотворительных традиций была прервана: советское государство создавало, во-первых, картину всеобщего благополучия, при котором не могло быть людей, нуждающихся в такого рода помощи (т.е. нищих, обездоленных); во-вторых, формировался образ государства-защитника, которое само легко справляется со всякими социальными проблемами. Советским государством была сформирована новая система социального обеспечения населения, хотя надо отметить, что в этой системе продолжали культивироваться ростки безвозмездной помощи в виде как коллективных, так и личных инициатив (хорошим примером такого рода являются очень распространенные кассы взаимопомощи на предприятиях и вообще в различного вида организациях), а также безвозмездный труд, практиковавшийся в виде субботников, причем не

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=