Гуманитарные ведомости. Вып. 1 (45) 2023 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (45), апрель 2023 г 34 В романе «Анна Каренина» Толстой устами Левина доносит следующую истину: «Любовь к женщине он (Левин) не только не мог себе представить без брака, но он прежде представлял себе семью, а потом уже женщину, которая даст ему семью. Его понятия о женитьбе поэтому не были похожи на понятия большинства его знакомых, для которых женитьба была одним из многих общежитейских дел; для Левина это было главным делом, от которого зависело все его счастье» [14, с. 109]. По Толстому, правильная (духовная) любовь всегда подчинена традиционной семье и браку; во всей полноте духовная любовь проявляется в христианском браке. Такое понимание духовной любви Л. Н. Толстым кардинально отличается от понимания телесной (физической), рациональной любви в понимании Герцена (несмотря на цель освобождения от собственнических буржуазных идеалов в любви); антиномию духовной и телесной любви Толстой решает в пользу духовной любви. Духовная любовь, как эманация Божественной сущности, в отечественной культуре предстает одним из факторов сохранения семейно- брачных отношений, взаимодействия людей друг с другом, является фундаментом построения традиционного общества, сохранения русской идентичности. Следует отметить, что целью любви в отечественной философско-культурологической традиции является стремление к духовному бессмертию, к гармонии. Феномен любви в отечественной культурной традиции представляет антиномию духовной и телесной любви, при чем, любовь телесная в большей степени привнесена с Запада, духовная любовь в большей степени имеет самобытные, отечественные корни, связана с духовной составляющей человека. Проводя анализ понятия любви в отечественной культуре, необходимо отметить следующее: 1) важным аспектом любви является антиномия духовного и телесного; 2) доминирование духовной или телесной составляющей зависит от культурно обусловленного характера той или иной эпохи; 3) на протяжении десятилетий феномен любви подвергается трансформации, что приводит к разрешению антиномии любви путем интеграции духовной и телесной любви при условии главенства духовной составляющей любви; 4) русские писатели-философы XIX века осознавали наметившиеся признаки трансформации в сфере любовно-брачных отношений, связанные с развитием либерализма: Л. Н. Толстой был противником подобной либерализации, А. И. Герцен же идеи и установки подобной либерализации отчасти разделял. В. П. Шестаков справедливо указывает: «Русский Эрос, как он отразился в русской литературе, никогда не был прямым прославлением чувственности, наслаждения, гармонии духа и тела. Это в особенности чувствуется в произведениях Льва Толстого, который лучше всего изображал трагическую, неразделенную любовь, любовь – муку, страдание» [18, с. 71]. В современном российском обществе часто наблюдаем подмену чувства любви сексуальностью, которая ведет к распущенности и одиночеству. Мы разделяем точку зрения Н. В. Хамитова, который констатирует: «Большинство людей, переходя от романтизма юношеских влюбленностей к взрослой жизни,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=