Гуманитарные ведомости. Вып. 1 (45) 2023 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (45), апрель 2023 г 33 целомудренного отношения к противоположному полу, вопросы духовной и половой любви как в добрачной, так и в семейной жизни. Из воспоминаний главного героя Василия Позднышева, убившего из ревности свою жену, становится понятно, как важно хранить целомудрие еще в юности, так как целомудрие помогает сохранить целостность человека (в отличие от раздвоенности). После нравственного падения главного героя ему «стало грустно, грустно, так что хотелось плакать, плакать о погибели своей невинности, о навеки погубленном отношении к женщине… Я стал тем, что называют блудником» [15, с. 110]. Но в жены молодые люди того времени (да и современного) предпочитают брать девушку чистую, невинную. Именно чистую девушку Позднышев и выбирает в жены. Однако не истинная (духовная) любовь становится источником привязанности супругов, а чувственное влечение, которое и приводит к трагическому финалу, о чем с горечью вспоминает главный герой. Формированию чувственной страсти способствуют семейные традиции и культурно-образовательная среда общества: зрелища, танцы, наряды, установки в обществе, развращающие святость и невинность, подменяющие духовную любовь плотским общением. Устами Позднышева Л. Н. Толстой утверждает, что «самая возвышенная, поэтическая… любовь зависит не от нравственных достоинств, а от физической близости и притом прически, цвета, покроя платья» [15, с. 113]. Главный герой считает, что его «любовь была произведением, с одной стороны, деятельности мамаши и портних, с другой – избытка поглощавшейся мной пищи при праздной жизни» [15, с. 115]. Размышляя, Позднышев приходит к выводу: «Женщины…оттого, что их унизили, лишили их равных прав с мужчинами… мстят действием на нашу чувственность, уловлением нас в свои сети» [15, с. 117]. Понятно, что Толстой сторонник традиционных взглядов на роль женщины и мужчины как в семье, так и в обществе: главенствующую роль он отдает мужчине, таков закон природы. В «Крейцеровой сонате» Л. Н. Толстой, в отличие от А. И. Герцена, призывает людей к полному половому воздержанию, даже в браке. По мнению автора, достижению любви мешают страсти: «Из страстей самая сильная и злая и упорная – половая, плотская любовь, и потому если уничтожатся страсти... то... люди соединятся воедино, цель человечества будет достигнута...» [15, с. 121]. Герой повести рассуждает о том, что теоретически любовь предполагает нечто идеальное, на практике выходит нечто мерзкое. Чтобы восторжествовала духовная любовь, необходимо отсечь половую (телесную) любовь. Духовная любовь – непременное условие цельности человека, внутренней свободы, источником которой является Творец; бездуховность ведет к терзаниям совести, мучениям. К терзаниям совести главного героя добавилось и чувство ревности, которое он испытывал на протяжении всей женатой жизни. Неверность рождается от неумения любить. Хочется согласиться с И. А. Ильиным, который подчеркивает, что «верность – это то душевное единство, та духовная “тотальность”, из которой рождается внутренняя уверенность верного. Чтобы быть верным, надо что-то любить; то есть надо вообще уметь любить…» [9].

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=