Гуманитарные ведомости. Вып. 1 (45) 2023 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (45), апрель 2023 г 32 Сам А. И. Герцен прожил насыщенную жизнь как личную, так и общественную: был женат дважды; испытал глубокое взаимное чувство любви в первом браке; менее счастливый второй гражданский брак; отстаивал социалистические идеи. Много внимания уделял Герцен браку и семье, вопросам любви и пола. По мысли Герцена, вступать в брак необходимо сознательно, даже рационально, не опрометчиво, взвешивая все сопутствующие факторы. В одном из писем дочери А. И. Герцен указывает: «Всякий брак может привести к бедам, но тот, который основан не только на одном увлечении, а на равенстве развитии, на общей религии, на взаимном уважении, тот, который даже взял в расчет кусок хлеба себе и детям, – тот имеет больше шансов рациональных» [5, с. 344]. Следовательно, можно сделать промежуточный вывод: 1) по верному утверждению В. В. Зеньковского, «основные черты духовного строя Герцена слагались под влиянием французской литературы» (особенно велико влияние идей Жорж Санд), а также «общая революционная установка, религиозно- утопическое устремление к устроению правды на земле – все…под французским влиянием» [8]; 2) либерализация любовно-брачных отношений, утопические установки социалистического мироустройства, взгляды А. И. Герцена на семейную жизнь и любовь как высшую форму социальной жизни способствуют формированию новых для русского общества XIX века моделей любви и семьи: а) семьи-коммуны (жизнь с семьей Гервега, а позднее, после смерти супруги Натальи Александровны Герцен, и жизнь с семьей соратника Огарева); б) незарегистрированного брака (во втором гражданском браке практически до конца своих дней он сожительствовал с женой друга и соратника Огарева), все чаще встречающегося в современной действительности как форма отношений между мужчиной и женщиной; 3) часто сюжетом литературно-художественного творчества Герцена, для которого характерна неразделимость философского и художественного мышления, становятся частные жизненные ситуации. Отечественная философия материализма XIX века, ярким представителем которой является А. И. Герцен, обращается к толкованию любви через призму эстетики рационализма, выдвигая на первый план телесную составляющую любви, привнесенную на русскую почву западноевропейской традицией. Однако параллельно развивается самобытная концепция любви, идеализирующая духовную составляющую любви. Таким образом, в русской культуре XIX столетия любовь приобретает антиномичное звучание, выступая и телесным вожделением, и духовной силой, пробуждающей творческое вдохновение. Эта антиномичность характерна для творчества И. С. Тургенева, Л. Н. Толстого и многих других авторов. Как верно заметил И. С. Кон: «Толчком к осознанию общего кризиса брака и сексуальности послужила толстовская “Крейцерова соната”, в которой писатель публицистически заостренно выступил практически против всех общепринятых воззрений на брак, семью и любовь» [11, с. 22]. Остановимся подробнее на повести Л. Н. Толстого «Крейцерова соната», так как в ней автор поднимает важные вопросы формирования в юношестве

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=