Гуманитарные ведомости. Вып. 1 (45) 2023 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (45), апрель 2023 г 30 смог вовремя от нее отказаться, ни любить ее после, ни победить в себе новое увлечение. Далее Герцен размышляет о природе человеческого сердца, указывая, что эту проблему легко решают формалисты с рационалистической точки зрения, подчеркивая, что «основание браку – любовь, это его естественная непосредственность; но после венчания любовь не нужна – вы перешли за границу естественных влечений, … где уж нет ни плача, ни воздыхания, никакой страстности, а есть скука и тупое исполнение долга» [4, с. 324]. Но существует и иная точка зрения на любовь и брак, в результате которой частная жизнь человека рассматривается как высший идеал. Автор видит крушение любви и семейного счастья в том, что некоторые люди живут узким, частным (индивидуальным) счастьем, не думая о долге перед обществом: «Частная жизнь, не знающая ничего за порогом своего дома, как бы она ни устроилась, бедна; она похожа на обработанный сад, … но случись ураган – он вырвет деревья с корнями, затопит цветы, и сад будет хуже всякого дикого места» [4, с. 326]. По мнению автора, необходимо не отречься от индивидуального, но раскрыться всеобщему, человеческому (угадывается призыв общественного служения). «Человек не для того только существует, чтобы любиться; неужели вся цель мужчины – обладание такою-то женщиной, вся цель женщины – обладание таким-то мужчиною? – Никогда!», – утверждает Герцен [4, с. 331]. Именно с точки зрения жизни ради высших, социально-общественных идеалов рассматривает Герцен увиденную драму: «Жизнь лиц, печально прошедших перед нашими глазами была жизнь одностороннего сердца, жизнь личных преданностей, исключительной нежности. Небосклон её тесен; нам в нём неловко дышать...» [4, с. 330]. Продолжая развивать мысли о подчинении частной, семейной жизни общественной и вдохновляясь идеями о свободе личности, которые витали в западноевропейском обществе в 40-50-е годы XIX в., семьи Герцена и Гервега решили осуществить воплощение теории в практику и жить одним домом, создав в Ницце своеобразный «остров гармонии» среди политического отчаяния; мужчины считали себя духовными «близнецами» (возможное влияние повести Жорж Санд «Маленькая Фадетта»), женщины также жаждали гармонии, надеясь, что таким образом их семьи освободятся от собственнических буржуазных идеалов; фактически же была создана новая для русского общества XIX века модель любви и отношений между мужчиной и женщиной – семья-коммуна. Несмотря на провозглашение идей об общности любви как формы социального служения и некоем прообразе будущего, в реальности между политическим соратником и другом Герцена Гервегом и женой Герцена Натали установились любовные отношения. Так Герцен, определенное время пребывая в неведении, сам, как и герои его произведений, оказался в любовном треугольнике. Обратимся к еще одному произведению А. И. Герцена – повести «Елена» (1838), в которой, на наш взгляд, ярко представлена антиномия телесной и духовной любви. В 30-е годы в Вятке Герцен испытал

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=