Гуманитарные ведомости. Вып. 1 (45) 2023 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (45), апрель 2023 г 29 появляется концепция любви в системе антонимии духовного и телесного (плотского). Главным постулатом в Средние века становится любовь к Богу и ближнему. В этот период принято говорить о воздержании, милосердии, всепрощении, составляющих основу каритативной любви. Признается истинность первичности духа, следовательно, высоко ценится духовная сторона любви и, конечно, – целомудрие. Ю. Л. Бессмертный справедливо замечает, «что касается девственности и безбрачия, то они, хотя и продолжают считаться высшими христианскими добродетелями, все чаще рассматриваются как идеал, достижимый даже не для всех клириков» [1, с. 141]. В средневековой традиции браки чаще заключаются не по любви, а, исходя из рациональных соображений; половое вожделение считается греховным, в идеал возводится воздержание. Как указывает В. М. Розин: «В средние века мы встречаем две разные традиции и практики любви. Одна сложилась на основе канонического религиозного понимания, другая – на основе светского» [13, с. 118]. Именно традиции и практики любви на основе светского понимания привели к появлению нового культурного феномена – куртуазная любовь, который не был связан с семьей и браком, возник как противопоставление официальному религиозному пониманию. Понятие любви в отечественной философско-культурологической традиции также имеет внутреннюю антиномичность телесного (физического) и духовного, при этом понимание любви как физического начала, связанного с проявлением полового инстинкта, по нашему мнению, привнесено в большей степени западноевропейской традицией. Любовь же как духовное начало, предполагающее нравственное совершенствование, целомудрие, единство, стремление к идеалу, восходит к русской культурной традиции. Мы разделяем точку зрения В. П. Шестакова, который указывает, что понимание любви может быть раскрыто только в контексте культуры, так как в любви как в культурной ценности отражаются исторические и национальные традиции [18, с. 133]. В XVIII-XIX вв. понимание любви как телесного (физического) начала появляется в русском обществе вместе с западными рационалистическими теориями. Последователями данной концепции в России стали философы- западники, писатели-социалисты, например, А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский и другие авторы, поэтому для раскрытия темы исследования обратимся к произведениям русских писателей-философов, в частности, к статье А. И. Герцена «По поводу одной драмы» (1842-1843). Однажды Герцен увидел в театре драматическую постановку, которая взволновала его до глубины души, в связи с чем мыслитель пишет статью «По поводу одной драмы», подчеркивая, что «на сцене жизнь схвачена во всей ее полноте… с ее общечеловеческими началами и частно-личными случайностями, с ее ежедневною пошлостью…» [4, с. 315]. А. И. Герцен, анализируя драму, акцентирует внимание на том, что бесцельное, праздное существование, отсутствие детей и любви в семье Генриетты и Эмиля приводят к трагическим последствиям. Такая славная женщина, по мнению автора, досталась бесхарактерному эгоисту, который не

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=