Гуманитарные ведомости. Вып. 1 (45) 2023 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (45), апрель 2023 г 28 Любовь – это одно из ключевых понятий в философии и культуре. О любви писали философы, поэты, писатели, психологи, педагоги; каждый автор открывал свое видение данного феномена. Понятие антиномичность подразумевает не только наличие двух противоположностей, но и их противостояние. С антиномиями мы сталкиваемся, пытаясь разрешить противоречия идеального и реального, духовного и телесного, единичного и общего и т. д. Философский подход предпринял И. Кант, анализируя в 1781 году антиномии в «Критике чистого разума» [10, с. 399]. Философ остановился на основных антиномиях, вытекающих из противоречий осмысления феноменов и «вещей в себе» как единого целого. Теорию И. Канта об антиномиях развивает Г. Гегель, видя в противоречии некую объективную характеристику Мировой Идеи [2, с. 302]. Позднее антиномичный анализ применялся в точных науках (например, в квантовой механике). Подобный анализ, по нашему убеждению, можно применить к исследованию понятия любовь, так как в изучении данного феномена содержатся многие противоречия. Современный ученый М. С. Уваров пишет: «Антиномии – это те противоречия, в которых, по Канту, запутывается разум в своих попытках познать “мир как целое”. Именно поэтому все заключения разума, касающиеся мира как целого, необходимо принимают форму антиномий» [16, с. 27]. Определившись с тем, что антиномии существуют, важно рассмотреть вопросы их разрешений. Однозначной точки зрения по данному вопросу нет, М. С. Уваров предложил следующие способы разрешения антиномий: 1) выявление причинно-следственных связей между противоречиями приводит к вычленению первичности-вторичности тезисов, в связи с чем разрешается антиномия о главном и второстепенном; 2) поиск некоего промежуточного решения между тезисом и антитезисом; 3) утверждение истинности тезиса и антитезиса; 4) отрицание истинности тезиса и антитезиса; 5) развитие научного познания, в связи с чем отбрасывается одно противоречие и утверждается другое. Способов разрешения антиномий в той или иной области научного знания много, что свидетельствует о становлении качественно нового знания. Следовательно, метод выявления антиномий применим как в философии, так и в других областях научного знания, например, в литературе. Посмотрим на формирование понимания любви в средневековой культурной традиции, так как в этот период обнаруживается бинарность данного понятия, что подчеркивает Ж. Ле Гофф: «Для средневековья связь между телом и любовью вовсе не являлась само собой разумеющейся. С одной стороны, любовь воспевалась в куртуазных романах, с другой – Церковь объявляла ей войну, ограничивая ее строгими рамками брака» [12, с. 92]. Поэтому можно утверждать, что понятие любви в Средние века антиномично:

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=