Гуманитарные ведомости. Вып. 1 (45) 2023 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (45), апрель 2023 г 27 Herzen and L. N. Tolstoy reveals that the phenomenon of love in the domestic cultural tradition represents the antinomy of spiritual and bodily love. Bodily love is mostly a Western idea; spiritual love has original, domestic roots. The dominance of the spiritual or bodily component in love depends on the culturally conditioned nature of the era. Liberalization of love-marriage relations, utopian attitudes of the socialist world order, the views of A.I. Herzen on family life and love as the highest form of social life contribute to the formation of a new model of love and family for Russian society of the 19th century. The article concludes that for decades, the phenomenon of love has undergone transformation, which leads to the resolution of the antinomy of love by integrating spiritual and bodily love, subject to the headship of the spiritual component of love. Drawing love is associated with love for God, which is especially necessary today to preserve our society. Keywords: antiquity, love, gender, spirituality, fidelity, chastity. DOI 10.22405/2304-4772-2023-1-1-26-37 В последние десятилетия в современном российском обществе наблюдаются трансформационные процессы многих сфер жизнедеятельности, связанные, прежде всего, с глобализацией, цифровизацией, прагматизацией, индивидуализацией. Дальнейшее развитие нашего государства во многом будет зависеть не только от технократизации и цифровизации общества, но и от того, насколько мы сможем сохранить и возродить духовную составляющую человека. Духовность же человека связана с умением любить. Девальвация любви, обострение социокультурных и антропологических проблем указывают на актуальность темы исследования. Как мировоззренческую константу любовь исследовали Платон, Г. Нисский, А. Блаженный, И. Кант, Г. В. Ф. Гегель, Ж. Ж. Руссо и другие философы. В отечественной философско-культурологической традиции понятию любви посвящены работы А. И. Герцена, Н. Г. Чернышевского, Л. Н. Толстого, B. C. Соловьева, В. В. Розанова, П. А. Флоренского, С. Л. Франка, И. А. Ильина. В рамках гендерного подхода любовь исследуют Э. Гидденс, П. Сорокин, Э. Берн, С. И. Голод, Ю. Б. Рюриков, В. М. Розин и другие авторы. Понятие антиномичность анализировали Аристотель, П. Абеляр и другие философы, считавшие антонимии неким свойством ведающего разума. Платон антонимии трактовал как двойственность самого бытия, указывая, что и «сущность любви имеет двойственную природу, обнаруживая два пути: первый, направленный на стремление к возвышенному, небесному; второй, направленный на удовлетворение плотских желаний, телесный, земной» [7, с. 106]. И. Кант, Г. Гегель, Ф. Шеллинг под антиномичностью понимали единство свойств разума и бытия. Несмотря на изученность проблемы любви, малоисследованным остается вопрос антиномичности понимания любви в творческом наследии отечественных философов-писателей. На основании анализа философских и литературно-художественных источников в статье предпринимается попытка выявления антиномии духовного и телесного в понимании любви в трудах А. И. Герцена, Л. Н. Толстого.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=