Гуманитарные ведомости. Вып. 1 (45) 2023 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (45), апрель 2023 г 106 знаменитостей. Но ни Альберт Гор, ни знаменитости, поддерживающие климатическую повестку, не были зримым, концентрированным выражением постановки проблемы. Это связано как с особенностями самого фрейма («будущие поколения уже здесь»), так и с его развитием в сетевой среде (см. подробнее: [8]). Как мы видели из описания кейса к внедрению нового (а, вернее, обновленного Гретой Тунберг) фрейма быстро присоединились и новостные издания, включая мировых гигантов медиаиндустрии. Их деятельность и деятельность Греты в соцсетях протекали параллельно. Соответственно, созданный Тунберг медийный образ сам стал подвергаться фреймингу. Некоторые издания принимали смысловой и эмоциональный ряд самой Тунберг. В них преобладали два частных фрейма: «Маленькая, но огромная» и «Нормальная, но иная» [10]. В этих изданиях образ Греты Тунберг выстраивался на основе того, как ее видит взрослый человек, которого если не убедили, то хотя бы тронули ее логика и ее пафос. Другие новостные издания пытались навязать аудитории иные интерпретации ее деятельности. Выразители преобладающего фрейма подталкивали аудиторию к тому, чтобы «детскость» образа Тунберг ассоциировалась одновременно с непосредственностью детского восприятия несправедливости и естественным для ребенка отсутствием рассудительности. В сообществах и издания климатических диссидентов протестная активность Тунберг трактовалась как нежелание взрослеть в заданном обществом порядке, уклонение от требующих прилежности задач взрослеющего человека, проявление серьезного психического отклонения и т. д. (об эйджистских фреймах в освещении фигуры Тунберг см.: [2]). Заключение. Был ли фрейминг, опирающийся на образ и нарратив Греты Тунберг успешным? В определенной степени, это так. На его основе сформировалось целое молодежное движение, хотя и очень аморфное. Внимание молодых европейцев и американцев было дополнительно привлечено к климатической повестке, причем в ее радикализованной, протестной форме. Определенная часть старшего поколения оказалось задета ее риторикой, связанной с эгоизмом, лицемерием и меркантильностью взрослых. Силу воздействия поддерживаемого Гретой Тунберг фрейма на эту часть аудитории хорошо отражают слова Генерального секретаря ООН: «Мое поколение не смогло должным образом отреагировать на драматический вызов изменения климата. Это глубоко чувствуют молодые люди. Неудивительно, что они разгневаны» [19]. Наличие так называемого «эффекта Греты» подтверждают не только наблюдения, касающиеся истории экологического активизма последних лет, и анализ содержания общественного дискурса, но и эмпирические количественные исследования социологов. Они фиксируют следующую тенденцию: «Те, кто больше знают о Грете Тунберг, в большей степени настроены предпринимать коллективные действия для преодоления глобального потепления» [15]. Однако вести речь о том, что проанализированный нами фрейм успешно вытесняет преобладающий, нельзя.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=