Гуманитарные ведомости. Вып. 1 (45) 2023 г
Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (45), апрель 2023 г 105 предельно конкретен в том, что касается мотивированной им протестной деятельности и символических реакций на протест. От молодежи требуется имитация поступков Тунберг, то есть объединение в ходе коллективных акций, привлекающих внимание общественности к климатической проблеме, создание мощной тенденции в медийной сфере. Акции должны быть такими, чтобы их невозможно было проигнорировать в силу того, что они нарушают рутинное функционирование социальных институтов (подобными школьным забастовкам). От взрослых требуется покаяние и предоставление молодым возможности влиять на политические решения или их определять. Расплывчатость начинается там, где возникает лозунг «изменить систему». На контрасте с предыдущим фреймом спасение человечества от климатического кризиса осмысляется как переход прямой демократии или демократии участия. Однако ответ на вопросы, какова «новая система» и как к ней перейти, низовое, активистское движение Греты Тунберг не дает. Еще более расплывчатым и неопределенным является ответ на вопрос о конкретных мерах по преодолению кризиса. Можно предположить, что это выстраивание индивидуального образа жизни в соответствии с самым строгим пониманием зеленого потребления и стремительное сокращение выбросов на уровне национальных экономик. Однако неясно, как последнее можно было бы обеспечить в условиях современной глобальной экономики и какими средствами проводить ее радикальное реформирование. Парадоксальным образом здесь образ детей - представителей будущего, снимает с активистов необходимость содержательных ответов (дети не могут этого знать, техническое знание – удел взрослых). Медийные средства продвижения конкурирующего фрейма. Какими медийными средствами поддерживается тот фрейм, новую жизнь которому дала деятельность Греты Тунберг? Первоначально основным инструментом выстраивания медийного образа Греты и донесения до аудитории ее идейного и эмоционального посыла были социальные сети (преимущественно Инстаграм). В ее ранних сетевых публикациях присутствовали практически все элементы постановки проблемы, которые характеризуют описанный выше фрейм. Как замечают авторы работы о моральном и мотивационном фрейминге на личной странице Тунберг в Инстаграм, причиной медийной успешности этого персонажа стало то, что в политику и сферу общественного активизма пришло поколение соцсетей [7, с. 6 71]. Раньше вряд ли кто-нибудь мог бы превратить себя в иконический символ целого протестного движения именно на основе сетевой самопрезентации, а не на основе работы профессионалов из новостных изданий. Кроме того, особенностью социальных сетей является отсутствие ограничений по объему представления публике материалов, содержащих визуализацию протеста [7, с. 671]. Примечательной особенностью феномена Тунберг является и то, что новый фрейм внедрялся именно на основе нарративов, относящихся к биографии одного человека. У преобладающего фрейма, связанного с климатическими изменениями, не было такой истории. Он формировался усилиями разных людей: ученых МГЭИК, отдельных политиков, журналистов,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=