Гуманитарные ведомости. Вып. 4 (44) 2022 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 4 (44), декабрь 2022 г. 98 разума. Разум как конструкция. Культура – не-естественность как «естество» Рацио); 2. Положительное иррационалистическое определение (религиозность – от христианства до попыток «реанимцации» греческого Логоса (Новое время); 3. Отрицательное рационалистическое определение (биология (естествознание), психоанализ, структурализм (смерть субъекта, смерть человека); политическое конструирование человека – «легитимация» смерти/нормализация смерти- убийства (Х. Арендт)); 4. Отрицательное иррационалистическое определение (темы постмодернизма: отвращение, саморазрушение, хаос, безумие, несамотождественность, «невыразимость внутреннего опыта», принципиальная фрагментарность бытия, трансгрессия (Ницше, Битники, Арто, Батай, Адорно, Кристева)). Выводы Все, что говорится (пишется) человеком – это всегда разговор человека о человеке, о себе как о человеке. В этом смысле описание актуальности избыточно. С другой же стороны, можно вести речь о насущности и злободневности этой темы (темы Человек) именно в ХХ веке. Однако и в данном случае также будет присутствовать эта избыточность, удвоение. «Действительно» актуальным возможен, вероятно, лишь апофатический проект человека. А именно проектированием и занимается антропология, как, впрочем, любой научный дискурс (или дискурс, претендующий на научность). Реализация такого проекта – задача предельно объемная и сложно реализуемая. В качестве актуальности нам видится лишь возможность начала такого диалога; попытка демонстрации «генетической» предрасположенности (или стремления к этому) человека научиться не говорить о себе, не говорить, по крайней мере с уверенностью в том, что мы открыли человеческую сущность себя или других: «Решение проблемы жизни состоит в исчезновении этой проблемы. (Не это ли причина того, что люди, которым после долгих сомнений стал ясным смысл жизни, все же не могут сказать, в чем этот смысл состоит)» [2, с. 218]. Литература 1. Бахтин М. М. К философии поступка // Избранное. Т. 1: Автор и герой в эстетическом событии / сост. Н. К. Бонецкая. М.; СПб.: Центр гуманитар. инициатив, 2017. С. 47-102. 2. Витгенштейн Л. Логико-философский трактат. М.: Канон+, 2017. 287 с. 3. Сектор аналитической антропологии // Институт философии РАН : офиц. сайт. URL: https://iphras.ru/analit_anthropology.htm ; Сектор истории антропологических учений // Институт философии РАН : офиц. сайт. URL: https://iphras.ru/hist_anthropology.htm (дата обращения: 01.12.2022). 4. Подорога В. А. Словарь аналитической антропологии // Логос. 1999. № 2. С. 26-27. 5. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм – это гуманизм // Сумерки богов : сб. М.: Политиздат, 1989. С. 319-344.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=