Гуманитарные ведомости. Вып. 4 (44) 2022 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 4 (44), декабрь 2022 г. 94 irrationalistic definition. Despite this, the openness of the phenomenon Human is emphasized, suggesting a further transformation of philosophical anthropology as a field of scientific research. Keywords: philosophical anthropology; the problem of the definitiveness of Human; humanitarian reflection about Human; "self-aware self". DOI 10.22405/2304-4772-2022-1-4-93-99 Философская антропология – одна из важнейших тем общегуманитарного (философского) знания. Вероятно, самая важная (по определению), а потому и самая сложная и, как это не странно, самая неблагодарная. Философский дискурс о человеке становится все более актуальным на фоне современных глобальных проблем; в перспективе, философская антропология станет центральной темой в дискуссиях, связанных, например, с философией трансгуманизма и новыми проблемами формирующегося цифрового общества. В этом смысле, опыт современной философской антропологии потребует переосмысления и анализа контексте будущих дилемм, определяющих с аксиологические, этические, культурные, политические, правовые аспекты общественного бытия. Современные подходы к философской антропологии в отечественной науке, преимущественно, разделяются на исторические и аналитические [3; 6]. Последний подход В. А. Подорога характеризовал следующим образом: «Антропологические аналитики – это всегда не синтетические конструкции: анализ идет по линиям инволюции той или иной системы мысли к повторной реконструкции опытных условий ее рождения, и как следствие – к повторному сопереживанию базовых образов и метафор невосстановимого опыта в ином времени» [4]. Тем не менее, в современной отечественной науке, несмотря на подробные исследования в области философской антропологии, недостаточно внимания уделено созданию целостной системы изучения философии человека. В данной статье реконструируется возможная структура философской антропологии. Предполагается, что в основании дискурса о человеке в целом лежат неопределенность, несамотождественность и свобода. Данные особенности подхода к человеку характерны для западной философии XX-XXI веков. Таким образом, анализ наиболее значимых исследований по философской антропологии, представленный в статье, выступает как принцип ее структурирования. В соответствии с целью статьи, необходимо рассмотреть ряд следующих вопросов: - обосновать сложность дефиниции Человек в философии XX –XI веков; - охарактеризовать гуманитарную рефлексию о человеке в западной философской традиции; - структурировать возможную концепцию философского изучения Человека; О сложности дефинитивности Человека Человека не просто сложно, а фактически невозможно однозначно подвести под какие-либо родовые понятия: Космос, Вселенная, Бог, Природа,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=