Гуманитарные ведомости. Вып. 4 (44) 2022 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 4 (44), декабрь 2022 г. 93 А. Ю. Каширин Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого ОТКРЫТОСТЬ ФЕНОМЕНА ЧЕЛОВЕК В ПОЛЕ ИСТОРИКО- ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА В ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ ФИЛОСОФСКОЙ ТРАДИЦИИ Общий исследовательский вектор темы Человек, с указанием на неопределённость (принципиальную гетерогенность явления) единицы Человек, непосредственно заявил о себе в ХХ - начале ХХI веков, в эпоху глобального « о человечивания» и «расчеловечивания» (овеществления в сфере цифрового, виртуального пространства). Целью данной работы является структурирование философской антропологии ХХ-ХХI веков в рамках историко-феноменологического поля «самопознающего Я». Теоретическая и практическая значимость такого подхода заключается в том, что данная структура может быть использована при анализе концепций современной философской антропологии и преподавании философских дисциплин. Научная новизна исследования заключается в аналитическом подходе к философскому исследованию человека как к процессу, ведущего к самоотрицанию (отрицанию субъектности, несамотождественности), исторически представленного в явных и неявных формах. В результате предложена концепция разделения изучения философской антропологии на четыре взаимосвязанных раздела: 1. Положительное рационалистическое самоопределение человека; 2. Положительное иррационалистическое определение; 3. Отрицательное рационалистическое определение; 4. Отрицательное иррационалистическое определение. Несмотря на это, подчеркивается открытость феномена Человек, предполагающая дальнейшую трансформацию философской антропологии, как области научных исследований. Ключевые слова: философская антропология; проблема дефинитивности Человека; гуманитарная рефлексия о Человеке; «самопознающее Я». A. Yu. Kashirin Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University (Russia, Tula) OPENNESS OF THE HUMAN PHENOMENON IN THE FIELD OF HISTORICAL AND PHENOMENOLOGICAL ANALYSIS The general research vector of the Human phenomenon, with an indication of the uncertainty (fundamental heterogeneity of the phenomenon) of the Human unit, directly declared oneself in the 20th and early 21st centuries, in the era of global “humanization” and “dehumanization” (reification in the sphere of digital, virtual space). The purpose of this work is to structure the philosophical anthropology of the 20th-21st centuries within the framework of the historical and phenomenological field of the "self-cognizing Self". The theoretical and practical significance of this approach lies in the fact that this structure can be used in the analysis of the concepts of modern philosophical anthropology and the teaching of philosophical disciplines. The scientific novelty of the study lies in the analytical approach to the philosophical study of a person as a process leading to self-denial (denial of subjectivity, non-self-identity), historically presented in explicit and implicit forms. As a result, the concept of dividing the study of philosophical anthropology into four interrelated sections is proposed: 1. Positive rationalistic self-determination of a person; 2. Positive irrationalistic definition; 3. Negative rationalistic definition; 4. Negative

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=