Гуманитарные ведомости. Вып. 4 (44) 2022 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 4 (44), декабрь 2022 г. 9 природе. Это одна из причин недостижимости идеала. Другое объяснение – в том, что достижение идеального означает его исчезновение, так как идеал превращается в правило, предписание. Идеал, как это показывает опыт Нехлюдова и Толстого, недостижим в силу «круговорота греха» еще и потому, что определяет нравственную динамику духовного роста и константу совершенствования. С точки зрения А. А. Зиновьева сам факт «духовного поворота» сознания, запрограммированного логикой, не позволяет разрушить автономию личности, заточенной на этических правилах. Рассматривается нравственная формула автономности личности с точки зрения неотвратимости развития общественного прогресса , который с «необходимостью порождает таких, как я, регулярно» и, главное – возрастание нравственных примеров жизненного опыта такого рода людей. Количественное возрастание автономных личностей «изменят жизнь гораздо радикальнее, чем все реформаторы, вместе взятые» [3, c. 16]. Следовательно, этическая логика жизни заключена в динамике нравственного совершенствования , которая связана объективными и субъективными (внутренними и внешними) факторами развития общества и личности. Заключение. В статье представлен этико-философский анализ этической логики жизни А. А. Зиновьева, как этической квинтэссенции его комплексной логики. Данный анализ позволил выделить методологию и основные понятия философской системы мыслителя, показать ее идейную связь с русской философией на основе сравнительного анализа с религиозно-нравственным учением Л. Н. Толстого, хотя эти мыслители жили в разные эпохи, в различных общественных условиях, стояли на противоположных идеологических позициях (религии и атеизма), предмет их исследования различен (христианская этика и логика). Тем не менее, особенности национального самосознания проявились в их понимании этики, нравственного прогресса и совершенствования человека. В нашем исследовании мы сосредоточили внимание на методологических основах этической логики жизни А. А. Зиновьева, не затронули «зиновьйогу» как кодекса этических правил в ее нормативном формате, что может быть предметом исследования в дальнейшем. Мы обозначили этическую методологию философии А. А. Зиновьева как этическую логику жизни, исходя из его системы комплексной логики, последовательно выделив основные этические понятия, составляющие идейную канву системы: моральный выбор на основе свободы выбора , нравственный контент обладания , счастье , самоограничение и самоконтроль, коррелирующиеся с самосовершенствованием и этикой ограничений, идеал и правила, их соотношение. Эта идейная сетка категорий, образующая модель этики А. А. Зиновьева, дала возможность сделать вывод: логика множества вещей («вещный (материальный) способ существования человеческого сознания» – А. А. Зиновьев) обосновывает этику ограничения (этические правила), основа которых – идеал счастья. Анализ соотношения нравственного

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=