Гуманитарные ведомости. Вып. 4 (44) 2022 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 4 (44), декабрь 2022 г. 89 обращение главного героя к природе и эстетике (красота есть любовь) как идеальным мирам. Третий год – наиболее мрачный по настроениям – демонстрирует обращение к религии. Название цикла представляет известный интерес: на французском языке (оригинал) оно звучит как «Annees de Pelerinage». Российский гуманитарный энциклопедический словарь представляет такую трактовку слова: «Паломничество (от лат. Palma – пальма) – путешествие верующих к «святым местам», основанное на вере в то, что Божество открывается и дарует благодатную помощь в первую очередь там, где некогда его религия зарождалась или проходила решающие этапы своего становления» [9]. С точки зрения концепционного осмысления идеи цикла такое название отвечает эстетике Листа-художника: в течение некоторого времени он буквально совершал паломничество по местам «силы», где познавал шедевры культурных и природных творений; они явились импульсом к вдохновению и идее музыкального материала. Здесь мы видим, во-первых – характерное романтическое отношение к природе – энергии, отвечающей внутреннему миру героя (мы также учитываем известную аналогию с «Паломничеством Чайльд Гарольда» Байрона). Мильштейн так описывает реализацию образа героя в пьесе «Долина Обермана»: «...Лист словно показывает, как … с помощью приобретенного опыта он превращает мир внешнего бытия во «внутреннее переживание»...» [7, с. 180]. Во-вторых, обращение Листа-художника к прошлому в виде гениальных творений человеческой культуры. Учитывая сказанное, удивительно, что в отечественной музыковедческой мысли закрепилось название «Годы странствий». Подводя итог, скажем, что программная музыка здесь выступает ассимиляцией всего лучшего и гениального, что вдохновило творца-художника. А непосредственно цикл пьес несет в массы это лучшее, дает возможность человеку в разных уголках мира прикоснуться к вечному и прекрасному. Отсюда – высокое призвание художника как проводника между социумом и миром прекрасного, побуждающего человека к лучшему. Отметим разработку музыкальной программности как демократизации искусства. Выводы. Изучение зрелого творчества Ференца Листа на фоне интеллектуального поля раннего периода деятельности музыканта дает возможность сделать выводы относительно генезиса его эстетики. Возможно некоторое сомнение: ведь композитор вкупе работал над циклом более сорока лет жизни, т.е. некоторые пьесы были написаны в ранние годы. Однако мы знаем, что большинство материала в зрелые годы было переработано автором. Кроме того, решающее значение в рамках наших выводов имеет концепционное решение цикла. Если ранние пьесы есть лишь музыкальные зарисовки природы, то сложившийся в годы турне цикл экспонирует авторскую идею, основанную на эстетике. На основе результатов исследования, мы выделяем как минимум две позиции, доказывающие преломление и экспликацию идей Сен-Симона и его школы в зрелом творчестве Ференца Листа (на примере цикла «Годы странствий»). 1. Искусство играет исключительную роль в культуре человечества. Оно – не средство приятного время препровождения, не забава. Оно несет в

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=