Гуманитарные ведомости. Вып. 4 (44) 2022 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 4 (44), декабрь 2022 г. 88 репертуаре пианистов последующих лет. Пьесы «Часовня Вильгельма Телля», «У родника», «Долина Обермана», «Женевские колокола» были переработаны в значительной степени по сравнению с их вариантом в «Альбоме путешественника»; послужив музыкальным материалом, они представили качественно новый уровень концепции и мастерства композитора. Мильштейн пишет: «Так шаг за шагом, с невероятным упорством, осуществляет Лист свою новаторскую мысль о создании цикла музыкальных пьес, отображающих странствия художника. Случайные, порой беглые зарисовки тех или иных впечатлений, красот природы постепенно превращаются в музыкально поэтические шедевры. Все ненужное, нарушающее соответствие музыки с программой, снимается. Единство поэтического и музыкального становится наглядным, ощутимым. Возникают «Годы странствий», не только фиксирующие, но и обобщающие разрозненные впечатления сквозь призму возвышенного сознания художника» [7, с. 181]. Пьесы сборника представляют собой отражение внутреннего мира героя в тех или иных коллизиях. В 1832 году Лист отправляется в путешествие по Италии, которое вдохновляет композитора на написание «Второго года паломничества». Пьесы вдохновлены бессмертными работами Рафаэля, Микеланджело, Петрарки, Данте Алигьери. А в 1861 году Лист издает дополнение «Венеция и Неаполь. Добавление ко второму тому «Году странствий» («Venezia е Napoli. Supplement а их Annees de Pelerinage 2-de volume»). Первоначальный несовершенный вариант «Венеции и Неаполя» создан еще в 1840х годах, новая редакция стала поистине шедевром фортепианной литературы. Это блестящие виртуозные транскрипции популярных мелодий того времени: песенка «Блондинка в гондоле» авторства Д. Перуккини; напев гондольера из «Отелло» Д. Россини; итальянская тарантелла. Написание пьес третьего «Года паломничества», в основном, относится к концу 70-х годов, когда жизнь Листа проходит между тремя городами Рим – Пешт – Веймар. «Усталость овладела мною от моих непрестанных разъездов. Больше всего я хотел бы оставаться до конца моей жизни и работать спокойно где-либо в деревне или городе, но на одном месте...» [10, с. 7]. В 1865 году композитор принял малый постриг, в этой связи обычно упоминают влияние второй жены композитора – Каролины Витгенштейн – женщины набожной. Однако вспомним увлечение работами аббата Ламенне в парижские годы. В целом, нам видится обращение к религии как полностью отвечающее характеру Листа – истинного романтика, все время находящегося в поиске идеального. В определенное, но не долгое время, одним из «убежищ» ему казалась религия. Б. Сабольчи пишет: «Религиозность Листа...имела своим источником глубокие душевные переживания, она часто проявлялась в риторических и театральных формах и всегда двигалась к границе гуманистического буржуазного свободомыслия» [10, с. 10]. Окинув три «Года паломничества» Ференца Листа ретроспективным взглядом, мы видим, что автор предлагает зрителю не просто некие записки- зарисовки художника в путешествии по разным странам. Два первых года –

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=