Гуманитарные ведомости. Вып. 4 (44) 2022 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 4 (44), декабрь 2022 г. 87 контексте увлеченности утопическим социализмом, важно, что в восьми постулируемых пунктах Лист не просто стремится к развитию искусства ради искусства: последнее несет на себе функцию нравственного воспитания человека. Музыка, как одна из отраслей искусства, есть сила, способная вдохновить людей, мотивировать, объединить социум одной целью. Внимание Листа к церковной и «гражданской» музыке, стремление к реформации, говорит о тяготении к демократизации искусства в целом, что вновь отвечает школе сен-симонизма. Воспитательная роль искусства должна быть реализована в школах (п. 2, 6, 7) и сопровождать человека во взрослой жизни (п. 1, 4, 5, 8). Итак, мы отмечаем точку пересечения взглядов Листа и Сен- Симона в отношении нравственного значения художника и его творчества. Несомненным отражением обозначенных взглядов является замысел написания Революционной симфонии (не была окончена); Лист: «решает бороться за "права человечества" средствами своего искусства» [7, с. 86]. На сегодняшний день это произведение представляет интерес как первый опыт композитора в сфере симфонической программной музыки, к тому же развивающий идею национального искусства. И первое, и второе есть проявление типических черт романтического искусства в целом. И все же, в контексте обозначенной темы, в поле зрения должно попадать зрелое творчество как реализация становления мировоззрения Ференца Листа. В рамках небольшого исследования – статьи – обратимся к циклу «Годы паломничества» или «Годы странствий». Цикл представляет собой 3 сборника пьес: – «Годы странствий. Цикл сочинений для фортепиано. Первый год. Швейцария» («Annees de Pelerinage. Suite de compositions pour le piano. PremiereAnnee. Suisse»), 1855; – «Годы странствий. Цикл сочинений для фортепиано. Второй год. Италия» («Annees de Pelerinage. Suite de compositions pour le piano. Deuxieme Annee. Italie»), 1858; – «Годы странствий. [Цикл сочинений для фортепиано]. Третий год» («Annees de Pelennage. [Suite de composition spour le piano]. Troisieme Аnnee»), 1883. Замысел издать концепционно единый цикл возник не сразу: первый музыкальный материал был написан еще в 30-е годы, а последние пьесы – в 70- е. Возвращение Листа к одному материалу в течение многих лет позволяет проследить становление его взглядов, в т. ч. ведущих творческих принципов, таких как синтез искусств, программность, единство формы и содержания. В 30-е годы музыкант пишет ряд пьес и обработок народных мелодий под впечатлением от поездки в Швейцарию. В 1842 году он публикует их у Гаслингера и Шлезингера как «Альбом путешественника», который состоял из трех разделов: «Impression set Poesies» («Впечатления и поэтические переживания»), «Fleurs melodiques des Alpes» («Цветы альпийских мелодий») и «Paraphrases» («Парафразы»). Именно материал первого раздела «Альбома путешественника» стал впоследствии основой для «Первого года паломничества», посвященного Швейцарии, который занял устойчивое место в

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=