Гуманитарные ведомости. Вып. 4 (44) 2022 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 4 (44), декабрь 2022 г. 86 83], – пишем мы, обосновывая важность функции людей творческих в системе доктрины как способных мотивировать, «зажигать» социум через эмоциональность. И далее: «… не существует общества там, где нет желанной цели, где объединенных индивидуумов не ведут, не направляют, не увлекают наиболее пылко стремящиеся к достижению указанной цели» [5, с. 150]. Разумеется, такими вопросами задавались не только сен-симонисты, но и значительная часть мыслителей, деятелей разных сфер культуры. На волне всеобщих социалистических веяний Лист, осознававший низкое положение художника в обществе, не мог не быть вовлеченным в орбиту схожих проблем. Ему близка идея единения через ассоциацию, союзы художников, ученых, рабочих позволили бы объединить усилия, творить сообща ради общих целей: «Тогда на свете было бы меньше заблуждений и слепой односторонности, потому что все заботились бы о каждом в отдельности...» [7, с. 93]. Мильштейн пишет: «Такие ассоциации, по его мнению, подавляли бы человеческий эгоизм, уменьшали бы заботы о материальной жизни и способствовали установлению братских отношений между людьми» [7, с. 93]. Конкретный отклик Листа на идеи школы Сен-Симона мы находим в эссе «Delasituationdesartistes, etdeleurconditiondanslasociete» («О положении художников и об условиях их существования в обществе» – пер. с франц. О. С. Есман). Оно было напечатано по частям (всего шесть) в течение мая-октября 1835 года, в следующем месяце вышло значительное по объему дополнение. Лист критикует положение художников и учреждений искусства во Франции; положительно воспринимает идею ассоциаций и поднимает вопрос о важности основания социального движения людей искусства. Ниже мы приводим «Восемь требований» – крупных проектов, развивающих идеи сен-симонистов, которые должна разработать и продвигать некая ассоциация музыкантов. Пункты даны по Ральфу Локу и его эссе «LisztontheArtistinSociety» («Лист о роли художника в обществе») [17, с. 291-302]: «1. Каждые пять лет проводить конкурс работ в основных музыкальных жанрах. 2. Музыкальное образование в школах, введение «религиозных» (моральных и гражданских) песен, специально сочиненных для того, чтобы их исполняли дети. 3. Реформа церковной музыки. 4. Фестивали симфонической музыки, устраиваемые государством. 5. Активное поощрение оперной, концертной и камерной музыки. 6. Создание новой, отличающейся от существующей, музыкальной школы с отделениями в провинциях. 7. Курсы по истории музыки и эстетике в этой школе или школах. 8. Недорогие издания величайших музыкальных произведений прошлого и настоящего, научных исследований и диссертаций, которые исследуют и объясняют их» [17, с. 295] (пер. с англ. О. С. Есман). «Строго говоря, устремленность к единению людей у Листа, как и у сенсимонистов, должна быть опосредована братской любовью. Так, социалистические идеи перекликаются с христианским учением» [4, с. 85]. В

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=