Гуманитарные ведомости. Вып. 4 (44) 2022 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 4 (44), декабрь 2022 г. 84 время не только на уровне психологического состояния как отражения мироощущения Романтизма, но и эксплицирует поиски внутреннего мира в своей творческой деятельности. Итак, мы воспринимаем творчество Листа вообще, как обусловленное культурно-историческим контекстом времени. В данной статье мы рассматриваем плюрализм увлечений Листа не просто как поиск своего пути, но как освоение и осмысление идей, ставших основанием для построения собственных концепций в зрелом творчестве. В русле сказанного, рассмотрим значение идей А. Сен-Симона и его последователей в контексте эстетики зрелого Ф. Листа – композитора- романтика. Мильштейн полагает, что знакомство с философской и политической позицией сен-симонистов произошло в годы кризиса (1927-28 гг.) и достигло кульминации на момент событий знаменитой laRévolutionfrançaise. В 30-е годы, в атмосфере «бурления» в Париже, молодой пианист-виртуоз Ференц Лист имел возможность познакомиться с ведущими идеями современности. Немногим ранее, после смерти отца, музыкант уже стремится найти опору в философии: на его столе лежат работы Ф. Шатобриана, Ж. Местра, Л. Бональда, П. Балланша, Э. Сенанкура и А. Ламартина. Стремясь к всестороннему развитию, Лист изучает словари и справочники по разным отраслям человеческого знания. К 1830 году его уже мало интересуют романтики-реакционеры: новый опыт представляют вольнолюбивые мысли Д. Байрона, Ж. Руссо, В. Гюго. В это время во Франции нарастает недовольство политикой Бурбонов, реакцией на обстановку также стали политические памфлеты Поля Луи Курье и сочинения П. Беранже, которыми увлекается музыкант. Кульминацией социальной реакции на положение дел в стране стала июльская революция 1830 года, которую Лист встречает в Париже. События совпадают по времени с выходом личности пианиста из кризиса: девятнадцатилетний юноша с восторгом воспринимает революцию, увлеченность реакционным романтизмом сменяется вниманием к утопическому социализму А. Сен-Симона и его школы. Я. И. Мильштейн пишет по поводу плюралистичности увлечений парижского периода: «…он обнаружил исключительную гибкость и многогранность мысли, столкнувшись с рядом противоположных философских и художественных явлений» [7, с. 80]. Сен-симонизм как направление культуры развивает вопросы социального характера, имеющие в основе нравственный и ценностный аспекты. Перед нами не стоит задача обосновать сильные и слабые стороны доктрины, но в ракурсе поставленных задач актуально наметить некоторые позиции школы. Для нас особый интерес представляют высказывания утопистов относительно категории искусства и роли художника в обществе, которые, однако, базируются на основополагающей ценности теории, без обозначения которой нельзя говорить о частностях. Идеальное общество представляется последователям Сен-Симона некоей ассоциацией, основанной на братской любви, главной ценностью которого является всеобщее благо: «… цель воспитания в том именно и состоит, чтобы привести чувства, расчеты и поступки каждого в гармонию с общественными требованиями…» [5, с. 140- 141]. Итак, важной ценностью здесь является братская любовь как гармония

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=