Гуманитарные ведомости. Вып. 4 (44) 2022 г
Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 4 (44), декабрь 2022 г. 83 Актуальность исследования обусловлена, собственно, вниманием к генезису романтического в культуре человечества. Несмотря на, казалось бы, противоположность нашего времени веку Романтизма, мы находим в последнем аспект, актуальный и на сегодняшний день. Известно, что мироощущение человека времени Романтизма является кризисным по своей сути, что обуславливает важность категории поиска с целью преодоления кризиса. Герой XIX века осуществляет экзистенциальные поиски соответственно своему мировосприятию. Сегодня, на фоне стремительно сменяющихся событий исторического развития, ставящих перед человечеством и его ценностями все новые вопросы, нам видится важным понимание генезиса и эволюции Романтического мышления как кризисного. Целью статьи является выявление предпосылок к становлению мировоззренческих и эстетических взглядов Ференца Листа. Реализация поставленной цели потребовала решения следующих исследовательских задач : – обосновать обращение исследования к сен-симонизму на фоне изучения эстетики Ф. Листа; – определить определяющие базовые ценности доктрины А. Сен-Симона и его последователей; – обосновать аспекты доктрины, отвечающие эстетическим и экзистенциальным поискам Листа-художника; – обозначить точки пересечения эстетики зрелого творчества Ференца Листа и идей школы сен-симонизма на примере анализа концепции цикла «Годы паломничества». Реализация поставленных задач потребовала соответствующих методологических решений. Дескриптивный метод позволил обосновать базовые ценности доктрины Сен-Симона, вкупе с компаративным – найти точки пересечения течения утопического социализма с этическими и экзистенциальными поисками Листа. Аксиологический метод определяет ценностно-ориентированную направленность исследования (актуальность ценностных ориентиров доктрины для эстетики и творчества Листа). Эстетика музыкальной деятельности Ференца Листа прошла путь становления , типичный для категории поиска , отражающей мироощущение века Романтизма. Известно, что в течение жизненного и творческого пути (экзистенциальные поиски своего Я), музыкант увлекался самыми разными культурными явлениями, подчас даже противоположными. Я. Мильштейн пишет по этому поводу: «...мировоззрение Листа не было проникнуто внутренней согласованностью и единством: оно несло в себе противоречие, дисгармонию. Самым причудливым образом у Листа переплетались передовые взгляды и сочувствие к революционно-освободительному движению с разочарованием и политическим скепсисом…» [7, с. 12]. Также, сам Ф. Лист пишет в ответе Г. Гейне на «Дружеские письма»: «О мой друг, никаких жалоб на непостоянство, никаких взаимных обвинений: наш век болен и мы больны вместе с ним» [7, с. 17]. Композитор, несомненно, остро ощущает кризисность своего времени и как истинный романтически-чуткий художник проживает это
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=