Гуманитарные ведомости. Вып. 4 (44) 2022 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 4 (44), декабрь 2022 г. 78 души. Это преображение предполагает осознание пороков и сознательное уклонение от них. Пороками, в этом случае, могут выступать жесткость, гневливость, трусость, безудержное стремление к удовольствиям, тщеславие и т.д. На наш взгляд, проблема порока в этике Зиновьева – тема, практически неисследованная, которая, однако, помогла бы сформировать оригинальную интерпретацию социальной концепции мыслителя. Реконструкция системы добродетелей в философии Зиновьева В «Формуле жизни» А. Зиновьев утверждает, что единственный путь изменения несовершенного общества – построение своего собственного государства; для того, чтобы изменить мир, необходимо преобразить свой собственный: «Если ты бессилен изменить реальное общество в соответствии со своими идеалами, изменись сам, говорил я себе, построй в себе самом это идеальное общество, создай из самого себя идеального человека, как ты его себе представляешь. Наверняка найдутся и другие люди, которые пойдут тем же путем, что и ты. Я – одиночка. Но общество с необходимостью порождает таких, как я, регулярно. Сходные условия жизни с необходимостью вынуждают их идти тем же путем, что и я. Со временем их будет много, и они своим примером изменят жизнь гораздо радикальнее, чем все реформаторы, вместе взятые» [2, с. 17]. Основная предпосылка этого построения – свобода выбора, которая является большим моральным преимуществом: «даже в условиях коммунистического общества человек в своих поступках имеет свободу выбора и принятия решений. Диапазон этой свободы вполне достаточен для того, чтобы я смог выработать для себя определенный тип внутренней и внешней жизнедеятельности, соответствующий искомому идеалу» [2, с. 18]. В этом смысле, главной добродетелью, по Зиновьеву выступает умеренность , выражающаяся в самоограничении и самоконтроле: «Ограничивая и сдерживая себя в обычном житейском разрезе бытия, ты поворачиваешь свое «я» в иной разрез, в котором лишь можешь испытать счастье…Удовлетворение есть результат победы над обстоятельствами. Счастье же есть результат победы над самим собой» [2, с. 19]. Добродетель умеренности обеспечивает внутреннюю свободу человека – от неудовлетворенности, зависти, тщеславия и гнева. Ряд добродетелей, которые условно можно было бы назвать «добродетелями внешнего обхождения» определяют особое отношение к социальным связям, которое основано, в первую очередь, на суверенности личности и ценности свободы: «Я в каждом человеке признаю такое же суверенное государство, каким считаю себя, причем независимо от его социального положения, возраста, пола, образования» [2, с. 19]. Таким образом, необходимо смирить порок гордыни: «Относись ко всем с уважением. Будь терпим к чужим убеждениям и слабостям. Не унижайся, не холуйствуй, не подхалимничай, чего бы это ни стоило. Не смотри ни на кого свысока, если даже человек ничтожен и заслужил презрение. Воздай каждому должное» [2, с. 19]. В данном случае, можно выделить добродетели дружелюбия (между вздорностью и угодничеством ), и правдивости , как середину между

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=