Гуманитарные ведомости. Вып. 4 (44) 2022 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 4 (44), декабрь 2022 г. 76 Из этого же следует утверждение о том, что человек должен стать сам себе государством. Государство формирует и поддерживает социальные связи и нравы, обеспечивая задачи «общественного договора», однако «Зиновьев принимает утверждение о естественном состоянии, но при этом считает, что государство не «снимает» его, но только видоизменяет. В каком – то смысле придает ему более жесткую, изощренную форму. И поэтому выход состоит только в том, – отсюда его знаменитое утверждение, – чтобы самому стать суверенным государством» [1]. Как отмечает В. Н. Назаров, этот подход наиболее близок к философии человека бунтующего А. Камю [3]. Этика Зиновьева определяется как «этика экзистенциального эгоизма». В центре этической концепции Зиновьева стоит стремление к счастью, однако счастье – не равно наслаждению, оно может быть достигнуто путем самоконтроля, самоограничений, внутренней независимости личности, собранности душевных сил и спокойного принятия ударов судьбы, в том числе, и принятия смерти [3]. По сути, это является стратегией духовного выживания в жестких условиях общества, тоталитарно навязывающего свои правила и схемы отношений [3]. Таким образом, можно подчеркнуть следующие особенности этических представлений у А. Зиновьева: - этику А. Зиновьева можно определить как разновидность этики эгоизма. Однако понятие счастья у Зиновьева исключает гедонизм. Индивид счастлив в своей независимости, во внутренней оторванности от предрассудков, осознании абсурдности и жестокости предписанных правил, в своей готовности к любым невзгодам. В этом смысле этика Зиновьева напоминает стоицизм, философию А. Камю и Л. Н. Толстого; - в основании индивидуальной морали, по Зиновьеву, лежит способность к совершенствованию собственной души, самосознанию, в жестких механизмах социальной машины; - критерии принятия моральных решений, по Зиновьеву, заключены в «экзистенции богооставленности» [3], которая объясняет смысл выражения «стать самому себе Богом». Это выражается в моральной самооценке и самоконтроле, в моральном анализе собственных мыслей, мотивов поведения поступков, в принятии жизненных страданий и собственной ответственности за ношу креста жизни. Парадоксальность этики А. Зиновьева как этики добродетелей Почему этику А. Зиновьева можно определить как «этику добродетелей»? В античном понимании добродетели можно научить; именно знание об устройстве общества помогает понять как парадоксы добра и зла, так и условность, бессмысленность этих категорий. Поэтому А. Зиновьев, подчеркивает, что не учит злу и добру: «Это кажется невероятным. Герой говорит, а это, конечно же, позиция самого Зиновьева: я не учу ни добру, ни злу. Я учу только тому, как жить в разрезе бытия, в котором теряют смысл понятия добра и зла. То есть этическое учение, которое не учит ни добру, ни злу. Как это возможно? А это возможно потому, говорит Зиновьев, что это

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=