Гуманитарные ведомости. Вып. 4 (44) 2022 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 4 (44), декабрь 2022 г. 7 формальной, так и математической. Он назвал ее «комплексной логикой». Суть этой теории заключается в пересмотре понимания предмета логики, объема рассматриваемых в ней объектов, методов решения логических проблем и сферы ее приложений. «Согласно моей логической теории, которую я назвал комплексной логикой, – подчёркивает Зиновьев, – предмет логики как особой науки – язык. Но язык не вообще во всем многообразии его признаков и функций в человеческой жизни, а лишь в одном его качестве, составляющем его социальную сущность, а именно – как вещный (материальный) способ существования человеческого сознания» [1, с. 20]. В этом смысле логика задает вектор развития и этическим принципам, также очищая их от предрассудков и заблуждений, устанавливая универсальные критерии ценностной значимости правил поведения личности. Таким образом, логика является средством обнаружения этической истины. Именно логика, «расчищая» путь этике, является организующим фактором создания этических правил. В то же самое время жизненный опыт мыслителя ставит вопросы бытия, которые требуют логического и нравственного осмысления. Таким образом, возникает этическая логика жизни. Этические идеал и правила жизни, их место в этической логике жизни. С точки зрения А. А. Зиновьева логика подчиняется строгим правилам и законам. Логика общественной жизни такова, что социальные законы верховенствуют людьми в обыденной жизни, так как они «наилучшим способом приспосабливаются к социальным условиям существования. Без соблюдения этих правил люди живут хуже, чем с соблюдением их, или вообще погибают» [2, с. 67]. Социальные законы определяют жизненные направления, дают возможность свободы выбора , ориентируя на определенный «тип жизни» и поведения. Так, «человек, – по мнению Зиновьева, – в своих поступках имеет свободу выбора и принятия решений. Диапазон этой свободы вполне достаточен для того, чтобы я смог выработать для себя определенный тип внутренней и внешней жизнедеятельности, соответствующий искомому идеалу. Все это можно сделать в рамках общепринятых норм и законности, на первых порах даже заслужив одобрение» [2, с. 69]. Свобода выбора человека определяется не только социальными законами, но материальными условиями соответствующим образом жизни, основанными на гедонистических принципах (бесконечного наслаждения), потребления множества вещей. Свобода выбора человека – в способности ограничения себя или в возможности обладания множеством вещей материального бытия. Моральный выбор – это выбор между Сциллой и Харибдой, он заточен в выборе личностью истинного бытия или «иллюзии бытия» (А. А. Зиновьев). Идея обладания коррелируется с идеей счастья . В чем смысл счастья по Зиновьеву? Обладание множеством вещей, присвоение или ограничение обладания? Ответ – в самоограничении и в самоконтроле, что означает обладание , прежде всего, самим собой, своими потребностями, «духовный разворот», концентрирующийся в принципах- постулатах: «умение довольствоваться малым», «иметь все, не имея ничего», «иметь, не имея». Эти утверждения – квинтэссенция счастья, обозначенных, во- первых, как способность человека к самоограничению, умению контролировать

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=