Гуманитарные ведомости. Вып. 4 (44) 2022 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 4 (44), декабрь 2022 г. 49 делать предпочтения каким-либо моральным субъектам по тем или иным преференциям. В этом ценностном соотношении отражаются такие этико- философские категории, типичные для аристотелизма, как «добродетель», «середина», «мера», «равенство», «количество», «качество», «действие», «претерпевание» и т.п. Главное затруднение в конкретных условиях, как правило, вызывает само установление единичных фактов, кто именно и кому причинил ущерб, а также его точное исчисление в количественном выражении (в том числе – с точки зрения последующей санкции). В реальном обществе этим заняты целые обширные подразделения государственной системы (законодательные собрания, суды, следственные органы и т.п.). Насколько эффективно они функционируют, а также – в какой степени социум позволяет отдельным своим членам свободно реализовать творческие способности, получая за это заслуженное вознаграждение,– от этого зависит, насколько социальная система соответствует ценностным критериям справедливости . Второе определение справедливости появилось сравнительно недавно, в трудах современного западного автора Дж. Ролза, хотя оно отражает более длительную традицию, возникшую в эпоху промышленного переворота Нового времени. Здесь справедливость интерпретируется как честность в выполнении негласного «общественного договора» между правящим аппаратом и остальными людьми, гражданами того или иного государства. Своими корнями подобная дефиниция уходит к теориям «естественного права», «общественного договора» и «разумного эгоизма», позволяющим очертить ценностные границы понятия справедливости безобращения к средневековым авторитетам религии и церкви, на основе «научного» технократического дискурса. В подобном контексте справедливость предстаёт как разумное ограничение естественного животного эгоизма, позволяющее нормально функционировать общественной системе, развивать науку, технику, промышленное производство. Тем самым повышается уровень жизни отдельных граждан, что тоже соответствует их «эгоистическим» интересам, только не примитивным первичным, а «разумно понятым». Таким образом, в целях реализации справедливости рационально мыслящий субъект добровольно себя самоограничивает, жертвует частью своих «естественных прав» в пользу государственной власти, чтобы в свою очередь получить от неё защиту от эгоистического произвола других индивидов, возможность свободного творческого труда на пользу общества (этический утилитаризм) и достойное за него вознаграждение («капитал»). Возникает негласный «общественный договор», приводящий социальную систему в состояние гармоничного равновесия для общего блага. Любая нечестность в выполнении этого договора одной из сторон (например, уклонение от уплаты налогов на содержание органов управления, либо злоупотребление государственной властью) однозначно трактуется как проявление несправедливости . На основе негласного «общественного договора» возникает некоторое социальное неравенство, которое, тем не менее, соответствует критериям справедливости , поскольку осуществляется для «общего блага». На это обращает внимание А. А. Зиновьев: «В основе своей… принцип «каждому – по

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=