Гуманитарные ведомости. Вып. 4 (44) 2022 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 4 (44), декабрь 2022 г. 48 очевидцем и участником всех драматических коллизий становления, развития и заката советской системы, социального кризиса постсоветского периода. Обладая критическим складом мышления, А. А. Зиновьев бескомпромиссно разоблачал издержки как «развитого социализма», так и «ельцинской демократии», защищал идеи справедливости , за что неоднократно подвергался преследованиям со стороны авторитарной системы и коррумпированной власти. Его творчество отличалось необыкновенной широтой форм и методов, от строгих и последовательных выкладок математической логики, до свободной этико-философской эссеистики, проблемной публицистики, художественной литературы. Разработанный им фактически новый жанр философского романа соединил драматическую сюжетную линию, во многом автобиографичную и, в то же время, отражающую типические черты соответствующей эпохи, с отвлечёнными теоретическими экскурсами по ряду научных проблем, и лёгким публицистическим стилем изложения. Среди прочего, особое внимание А. А. Зиновьева привлекла проблема справедливости , по ряду причин: поскольку советская «коммунистическая» система изначально декларировалась как «общество социальной справедливости », а также - систематически отступала от этого принципа в конкретных условиях на всём протяжении своего развития, особенно же – в постсоветскую эпоху. Аксиологические идеи А. А. Зиновьева глубоко отразили специфику подобных коллизий, вскрыли их причины, во многом позволили заглянуть в будущее человечества. Их исследование применительно к ценностному измерению понятия справедливости , тем самым, приобретает особую актуальность в настоящее время. Целью статьи является аксиологический анализ ценностных границ понятия справедливости в контексте этико-философского наследия А. А. Зиновьева, с учётом исторических и современных социокультурных тенденций. Реализация поставленной цели потребовала решения следующих исследовательских задач: 1) выявить генезис ценностных границ понятия справедливости , как в общем теоретическом контексте, так и в конкретных исторических условиях; 2) проанализировать творческое наследие А. А. Зиновьева с точки зрения его аксиологических воззрений, затрагивающих этико-философское содержание категории справедливости ; 3) выделить характерные особенности глобальных проблем, с которыми сталкивается современное общество, предложить новые варианты их решения, опираясь на труды А. А. Зиновьева. Рассматривая ценностные границы категории справедливости с точки зрения общетеоретической, можно выделить три фундаментальных дефиниции, косвенно отразившиеся в аксиологии А. А. Зиновьева. Первая из них восходит ещё к аристотелевскому наследию и определяет справедливость как гармоничное соединение конкретных поступков и воздаяния за них: за добро – добром, за зло – злом (антиномия «добро и зло» есть основополагающее понятие «этики» как гуманитарной науки). При этом следует учитывать количественный показатель: за большее – воздавать большим, за меньшее – меньшим. Необходимо также соблюдать пропорциональное равенство, т.е. не

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=