Гуманитарные ведомости. Вып. 4 (44) 2022 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 4 (44), декабрь 2022 г. 35 головного мозга несравнимо более сильное. В результате одно занимает нишу другого. Поэтому мы видим, как ослабевают семейные связи, взаимоотношения с близкими людьми становятся прохладными, нет эмоциональной и духовной близости между родителями и детьми, так как все это заглушил компьютер. В результате у подрастающего поколения нивелируется система ценностей, на первое место выступает внешняя сторона жизни, ради которой молодые люди способны на деструктивное поведение. А. А. Зиновьев полностью опровергает футурологов прошлого, которые предрекали небывалый скачок научно-технического прогресса вследствие развития компьютерных технологий. Он говорит, что вместо этого люди опустились до простых операторов вычислительной техники, которая может решить математические задачи и даже сама правильно пишет. За людей работают «думающие машины» [2]. Компьютеризация образовательных технологий и содержания образования нанесет непоправимый вред одной из приоритетных сторон социальной жизни, а именно образования и воспитания, соответствующих уровню развития общества. Автор с удивительной прозорливостью предсказывает «компьютерные болезни» задолго до их возникновения. Сегодня учеными-медиками открыт довольно широкий круг заболеваний, которые возникают от постоянного пользования компьютерной мышкой, клавиатурой, от специфического напряжения зрения и позвоночника. А ученые-аддиктологи как на один из критериев технологической зависимости указывают на невозможность человека прервать процесс пользования компьютерной техникой, процесс виртуальных развлечений даже при наличии указанных заболеваний и болезненных ощущений, связанных с ними. И как общий вывод, следует мысль ученого о том, что технологии, которые должны были сделать человека свободным, – сделали зависимым. На страницах романа мы встречаем столько прямых и точных указаний на все риски, связанные с формированием зависимости человека от компьютерных технологий, с которыми мы столкнулись сегодня в реальности, что трудно переоценить влияние творчества А. А. Зиновьева на изучение современных социальных проблем. Его предостережения и выводы говорят о том, что сегодня необходимо обратить внимание на глубокое изучение проблем зависимого поведения и разработать эффективные профилактические меры для сдерживания роста аддиктивного поведения. Говоря о профилактике зависимого поведения, мы должны исходить из того, что главными социальными ценностями должны быть жизнь и здоровье человека. В современных условиях государственный курс молодежной политики предусматривает пропаганду здорового образа жизни, воспитание здорового молодого поколения. Предупреждение вредных привычек у детей и подростков – важное направление воспитательной и профилактической работы всех социальных институтов, которое осуществляется в неразрывной связи с умственным, трудовым, физическим и нравственным воспитанием. В процессе этой работы

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=