Гуманитарные ведомости. Вып. 4 (44) 2022 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 4 (44), декабрь 2022 г. 34 образным чувством юмора называет в этом случае компьютеры «исповедальниками» [2]. И это в то время, когда мы понимаем, насколько сложно в так динамично меняющемся мире формировать у подрастающего поколения духовные ценности, актуализировать вековые скрепы народной мудрости, в которых зацементированы нашими предками понимание добра и зла, порядочности и подлости, чести и бесчестия. Сегодня достаточно просмотреть ролик с наибольшим количеством просмотров – и слепо повторять стандарты группового поведения, не задумываясь о последствиях, безмучительного самонаблюдения и самоанализа. В этом случае компьютерные технологии даже могут занять место религии в жизни людей, для которых нематериальная сторона жизни имеет определенное значение. Главная опасность заключается в том, что мы забываем, что все новинки технического прогресса имеют главную цель – получение прибыли, часто – неважно, какими средствами. И вот уже человек, стремящийся к одухотворенности, попадается на наживку мнимого самоопределения и самоанализа, предлагаемого через информационные сайты и социальные сети. А. А. Зиновьев дает четкое указание на то, что раннее приобщение детей к использованию всевозможных гаджетов не только не развивает их, а, наоборот, тормозит естественное развитие ребенка, делает его поведение примитивным. При этом родители не могут нарадоваться, что их ребенок так лихо управляется с гаджетами, гораздо быстрее и эффективнее, чем они сами. На самом же деле – это только видимость интеллектуального развития. В действительности мы видим снижение средней успеваемости в школе, частые нарушения социальной адаптации, вплоть до дефицита навыков самообслуживания. Дети не вникают в суть вещей и процессов, не пытаются осознать причинно-следственные связи, а просто учатся управлять компьютерной техникой. Так станет невозможной подготовка ученых, ведь они всегда – творцы, которые умеют уходить от общепринятых шаблонов. Современные стандарты успеха подразумевают высокий социальный статус личности. При этом мы учим детей, что приобретение материального благополучия, к которому все так стремятся, невозможно без индивидуализации личности, без адекватного самосознания, самоопределения и самореализации [4]. Компьютерные технологии делают этот процесс практически невозможным, социальные сети обезличивают индивидуальность, заставляют думать и вести себя только согласно принятым рамкам, которые, к слову сказать, весьма ограничены. Постоянные операции детей с компьютерами и компьютерными развлечениями примитивизируют их. В них нет широты выбора, который можно встретить на страницах книг, во время просмотра спектаклей и высокохудожественного кино, однако воздействие на центры удовольствия

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=