Гуманитарные ведомости. Вып. 4 (44) 2022 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 4 (44), декабрь 2022 г. 28 консервативными элементами. Это означает, что действуют по крайней мере три социальных логики. Современное общество не смогло стать простой гомогенной системой, как об этом мечтали и теоретики либерализма, и теоретики коммунизма, напротив, его сложность увеличивается, а степень гетерогенности повышается . Повышаются и угрозы, связанные с подобным состоянием, поскольку общество становится результатом интерференции различных по своей логике систем. Рыночная логика экономики требует одного, социальная логика обеспечения национальных интересов – другого, а институты культуры, науки и образования – третьего. Следовательно, важнейшая идея организации современных обществ – поиск баланса солидарности на основе реалистической картины мира в полисистемном обществе. Кто-то выбирает либеральную идею погони за прибылью, а кто-то – социальную идею служения обществу, а третий – самоопределение личности в контексте древних религий. Как совместить эти противоположные установки, чтобы общество сохраняло стабильность? Общество требует идеологии как способа совмещения аксиологии и логики развития. Эти требования обычно стимулируется идеализированными воспоминаниями о прошлом, но и в настоящем мы являемся свидетелями идеологического процесса в западном мире, последствия которого могут носить катастрофический характер. Для начала следует разделить логики общественных подсистем, предотвращая создание социальных химер. В самом простом примере, если человек видит в образовании только средство реализации своего специфического интереса, то он имеет на это полное право. Но это не означает, что он автоматически получает диплом, дающий возможность занять социально-значимую позицию в обществе. Тот, кто претендует на социально- значимое положение в обществе, должен не только обладать специальными знаниями, но обязан предоставить обществу определенные гарантии социальной ответственности, интеллектуального и личностного развития. Но это всего лишь пример. Что значит быть личностью сегодня? Это быть одиночкой на обжигающем ветру реальности на грани между персонализмом и экзистенциализмом? У последних нет своего мира, трансцендирование заменяет им мир. У греков был Космос, у христиан – Царствие небесное, у коммунистов – Будущее как начало подлинной человеческой истории. У либералов, определяющих дискурс последние десятилетия, тоже было будущее как Освобождение Индивидуального. Последнее превратилось в карикатуру на Канта, со свободой как навязчивой самоценностью, разрушающую природу и превращающую человека во фрика. Не даром А. А. Зиновьев начал задумываться над коммунистическим идеалом, поскольку если истинного мира нет, то оппозиционер становится трикстером, шутом, передразнивающим то, что вызывает у него ужас. Но может быть, мир все-таки есть? Мир как Дом Бытия. Фактически же мы сегодня сталкиваемся с новым вызовом, порожденным особенностями функционирования и развития сложных обществ. Логическая социология А. А. Зиновьева формирует исследовательскую

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=