Гуманитарные ведомости. Вып. 4 (44) 2022 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 4 (44), декабрь 2022 г. 25 веру в светлое будущее. Социологическая теория, как правило, имеет дело с социальными ролями и есть много оснований аксиоматизировать ее в терминах экзистенциального эгоизма и стремления субъекта к социальной мобильности. Причем эта теория будет обладать вполне приличной предсказательной силой в вероятностном смысле, но считаться окончательной истиной по поводу сущности человечества, не может. Например, насколько подобный подход применим к биографии К. Д. Ушинского? Действовал ли он, исходя из эгоизма? Разумеется, нет, хотя относительный неуспех его карьеры как раз подтверждает тезис о том, что для успешного продвижения по социальной лестнице требуется эгоистическая мотивация, усиленная рациональным расчетом. К. Д. Ушинский избрал служение, а не службу, его вклад в развитие отечественного образования огромен, хотя и не оценен еще полностью, жизнь его явно имела смысл, хотя карьера и не удалась [6]. Культурное самоопределение (в контексте просветительского мировоззрения) стало для него важнее социального продвижения. А. А. Зиновьев стремился к ясному пониманию реальности, антиутопия не была для него самоцелью, поэтому он этом верил в силу разума, а также в силу человека, в то, что научное понимание общества может изменить его. Человек должен постоянно думать, видеть реальное положение вещей, не довольствоваться иллюзиями, понимать, почему он поступает в обществе определенным образом. Человек стоит перед выбором: участвовать в эгоистической борьбе за социальные блага или уклониться от нее, но остаться в обществе. Личное решение в конкретных ситуациях добровольно ограничивает законы социальности и, следовательно, является действительно моральным или этичным. Главное правило – отказ от действий, направленных на собственную выгоду, если это наносит вред другому. Чем хуже ситуация, тем больше поводов для сопротивления, а борьба возможна только в одиночестве, которое, как и смерть, является платой за по-настоящему этичный поступок. Итак, А. А. Зиновьев – прежде всего ученый. Познание мира – это не просто процедура описания и объяснения объекта. Познание мира – это раскрытие разнообразных потоков детерминации, объективирующих человека, и самодетерминаций, определяющих степени его свободы и целеполагания. Причем, самодетерминации могут иметь как натуралистический, так и онтологический характер. Таким образом, фундаментальным измерением логической социологии Зиновьева и его поздним размышлениям об искусственном интеллекте является проблема детерминации/самодетерминации человека. Базовый социокультурный контекст для него – советская идеология, затем этот контекст расширялся до идеологии в целом, включая репрессивный антропоцентризм либеральной программы. Проект либерализма заключался в создании культурной модели, основанной на натуралистической научной картине мира, рыночной рациональности, принципа свободы индивида и протестантской этике, отождествляющей духовную жизнь с экономическим результатом

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=