Гуманитарные ведомости. Вып. 4 (44) 2022 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 4 (44), декабрь 2022 г. 144 Безусловно, потребности современного общества оказывают влияние на развитие музейной сферы, что определяется спектром факторов, среди которых можно выделить такие как: - трансформация системы социальных ценностей; - изменение направлений и типов использования досуга; - увеличение бюджетного финансирования сфер отдыха и развлечений; - разнообразие видов развлечений; - разработка и внедрение современных технологий в социокультурную среду; - развитие транспортных коммуникаций и связи. Современная психофизиологическая нагрузка человека приводит к изменению его отношения к собственному развлечению и культурному досугу. «Современное общество обладает доступом к многообразным видам отдыха, который представляется не только в виде релаксации, но и путём реализации личностных, физических и интеллектуальных возможностей и потребностей человека. Эти процессы способствуют быстрому развитию инновационных видов музеев, учреждений музейного типа и появлению специфических услуг. Данная тенденция способствует появлению разнообразных видов спроса потребителей: коммуникационного, рекреационного, культурного, образовательного, делового, спортивного, как правило, они взаимодействуют между собой» [3, с. 43-46]. Что касается государственной программы внедрения и развития кластерных систем в регионе, то необходимо заметить, что на сегодняшний день Российская Федерация разработала два режима формирования кластеров: инфраструктурный режим, реализация туристической отрасли федеральными органами в рамках Федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации». Синергетическая кластеризация, в данном случае означает «всесторонние капитальные разработки, представляющие собой взаимосвязь различных индустрий единого проекта и капитального вложения в сферу туризма» [9]. Здесь понятие кластера подразумевает создание современной инфраструктуры, предназначенной для приема туристов с рекреационными и культурно-просветительскими целями, а также для обслуживания потока автомобильного туризма; синергетическая модель разработана Минэкономразвития России через региональные Центры кластерного развития, реализуемые в рамках программы поддержки малого и среднего предпринимательства. В данном контексте под региональным туристским кластером понимается концентрация и взаимодействие предприятий и организаций, занимающихся разработкой, производством, продвижением и реализацией туристского продукта и деятельности, связанной с туристско-развлекательными услугами [4, с. 100-122]. Данная тенденция актуализирует необходимость роста и развития музейных кластеров в регионе. Спектр музеев и музейных учреждений ставит перед нами задачу выявления их частных и общих характеристик и оценки развития потенциала, что возможно выполнить на основе типологического подхода.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=