Гуманитарные ведомости. Вып. 4 (44) 2022 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 4 (44), декабрь 2022 г. 143 Экономист В. В. Пальцев выделил и охарактеризовал следующие виды кластерных образований: по отрасли производства, в отношении рыночной направленности, в отношении территории расположения, в отношении направлений влияния, по уровню развития, в отношении этапов развития, в отношении государственной политики и механизма формирования кластера [8, с. 272]. Данная типологизация способствовала ещё большему делению кластеров, среди которых в отдельный тип выделились и инновационные или «творческие» кластеры к которым относятся IT-технологии, биоинженерные технологии, инновационные средства и сферы услуг, связанные с развитием творческих индустрий (например, кинематография, интерактивные музеи и пр.). Передовые кластеры могут образовываться лишь при взаимодействии большого количества инновационных организаций, функционирующих на условиях коммерциализации итогов их технологической, научной и других видов деятельности, проводимой вузами и другими учреждениями [1]. При этом туристские кластеры образуются на основе туристских активов региона и взаимодействуют с массой организаций, функционирующих в сфере обслуживания туристов, это могут быть туроператоры, отели, рестораны, сувенирные лавки, представители транспортно-логистической сферы и пр. Экономическое развитие данных сфер способствует разработке и внедрению государственных программ и стратегий главной целью которых является улучшение системы управления и развития, как региона, так и страны в целом. Эти процессы ставят ребром вопрос развития музейных кластеров как значимого элемента в сфере культуры [13]. М. В. Бирюкова и А. В. Ляшко в статье «Музей как феномен кластерной культуры» подчеркивают тот факт, что большая часть музеологов и исследователей культурных кластеров сходятся на том, что культурное наследие может быть использовано регионами в целях повышения конкурентоспособности, при этом модернизация музея, как части кластерной культуры является логичным способом его популяризации, так как в перспективе популяризация региона напрямую взаимосвязана с постоянной инновацией существующих ресурсов, созданием новых ресурсов, что относится к сфере культуры [2]. Определение культурного кластера принято отождествлять со следующими дефинициями: «бренд», «инновации», «социальные ценности», «креативность», «интерактивность», «доступность» [7]. При этом музейные кластеры рассматриваются как часть культурных кластеров, что говорит о проблемах, связанных с повышением результативности кластерных организаций, их приспособлению к современным российским реалиям, включая и процесс концептуализации терминологического аппарата. Помимо этого, возникает потребность в развитии общих теоретико-прикладных методологий применимых в отношении понятия «музейный кластер» как самостоятельной научной единицы.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=