Гуманитарные ведомости. Вып. 4 (44) 2022 г
Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 4 (44), декабрь 2022 г. 142 Источниковой базой исследования послужили работы отечественных и зарубежных авторов, отражающие различные теории при изучении кластерного подхода. Исследование основывается на теоретических наработках экономистов М. Портера [10, с. 454], В. В. Пальцева [8, с. 272], В. М. Кутьина [5, с. 525-539] и др., музеологов М. В. Бирюковой, А. В. Ляшко [2] и др. Необходимость внедрения кластерных методик в музейную среду региона отражена в административно-правовых документах [9; 13]. Исследование развития терминологического аппарата следует начинать с введения понятия кластера Майклом Портером в работе «Конкурентная стратегия»: «Кластер или промышленная группа – это группа соседствующих взаимосвязанных компаний и связанных с ними организаций, действующих в определенной сфере и характеризующихся общностью деятельности и взаимодополняющих друг друга» [10, с.177]. Сразу следует учесть, что кластер показан в вышеуказанном определении индустриальным комплексом, образованном на основе территориальной системы коммуникации профильных поставщиков, базовых производителей и потребителей, взаимодействующих определённым способом, что образует в результате специфический отраслевой подход, проще говоря, в данном случае показано свойство конкурентоспособности не только отдельных компаний, но и регионов в которых данные компании функционируют. То есть, кластер – это группа взаимосвязанных организаций и направлений деятельности, взаимосвязанных территориально и имеющих преимущества по причине близкого расположения и плотного взаимодействия, кластер представляется как определённая точка роста и развития экономики региона. Отечественный исследователь В. В. Пальцев, исследовал более тридцати дефиниций понятия «кластер», заметив, взгляды различных авторов на данный феномен значительно отличаются [8, с. 272]. Отечественный исследователь В. М. Кутьин, например, – что кластеры не обязаны ограничиваться географически, что является базовой чертой кластера, по мнению М. Портера. Проанализировав спектр российских предприятий, автор объясняет данное явление следующим образом: во-первых – слабое развитие экономических отраслей большинства российских регионов, во-вторых – при этом соседствующие регионы резонно отличаются ресурсным и человеческим потенциалом, по этой причине отнесение их к одному экономическому кластеру невозможно [5, с. 526]. В результате исследований отечественными авторами были выделены базовые характеристики, свойственные различным видам кластеров: 1) степень развитости; 2) рыночные направления; 3) область территориального взаимодействия; 4) способ и вид внедрения коммуникации с другими отраслями; 5) этап развития; 6) воздействие и поддержка государства; 7) способы образования кластера [6, с. 28].
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=