Гуманитарные ведомости. Вып. 4 (44) 2022 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 4 (44), декабрь 2022 г. 136 Данный эстетический подход к современному городу более или менее имплицитно подпитывается работами новой немецкой феноменологии, особенно Гернота Бёме, об атмосферах. Гернот Бёме анализирует атмосферу как нечто среднее, исходящее от вещей, от их объективных, физических и материальных качеств, но переживается чувствительным человеком. Таким образом, атмосфера предстает как то, что рассеивается от того, как вещи представляются нам и воздействуют на нас, она возникает на пересечении различных физических качеств и чувствительности субъекта, который их испытывает. С этой точки зрения его способ бытия одновременно субъективен и объективен. Оно не существует без того, чтобы кто-то его чувствовал, но это и не произвольная проекция, поскольку оно исходит не от нас, а от вещей вокруг нас. Таким образом, атмосфера обозначает аффективное измерение опыта, исходя из других перцептивных и чувствительных измерений. Он дан как неделимое целое, составляя своеобразный синтез последнего в виде фона опыта [1]. Данная интерпретация города, предлагаемая урбанистическими исследованиями также, сочетается с философской точкой зрения Вальтера Беньямина [5] на то, как непосредственное чувственное присутствие поверхностных явлений кристаллизует социально-экономические структуры для того, чтобы управлять стыком между чувственным и политическим. Тенденция эстетизации в современном урбанизме проистекает из вопроса о городском разнообразии, который сформулировала Джейн Джейкобс в своей книге «Смерть и жизнь больших американских городов» [10], данный труд до сих пор является важной ссылкой для течения Нового урбанизма. В своей книге Д. Джейкобс оперирует не только функциональной и социальной однородностью пространств, ведущей к монотонности использования, но и развертыванием определенной эстетики. Действительно, критика урбанистического дизайна американского города 1960-х годов, проводимаяДжейкобс, направлена, прежде всего, на то, чтобы показать несостоятельность догм современного ей урбанизма, выражающий, по ее словам, отвращение к большому городу и его разнообразию. Эта критика, правда, не затрагивает вопрос о сенсорных модальностях, с помощью которых город оживает, поскольку городское планирование 1960-х годов еще не сделало атмосферу объектом программирования, а сосредоточилось на рациональной организации деятельности. Современная же городская среда большинством урбанистов видится преобразованной в «образы мечты» и «обещание счастья», достичь этого предлагается, помещая на расстоянии все беспокоящие социальные реалии и поощряя потребление или отдых с сонливостью наших творческих и критических возможностей. В то время как город всегда был местом конфликта, потенциально тревожного опыта, переживаемого как шок, но современные городские оазисы отодвигают это классическое состояние горожанина на периферию [20]. Выдвижение города в ранг самостоятельного философского объекта в XX веке, ставка на концептуальность, специфичную для этой эмпирической

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=