Гуманитарные ведомости. Вып. 4 (44) 2022 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 4 (44), декабрь 2022 г. 133 Ж. Руссо следует понимать как констатацию этого процесса, делающего его понятным с особой силой в силу масштаба личности Ж.-Ж. Руссо. Помимо отрицательного характера оценки Ж.-Ж. Руссо, видящего в городе фактор развращения, заслуга идей философа заключается в установленной связи между рамками жизни и нравственности. Не довольствуясь поощрением нравственности намерений, лишь привнося в анализ точку зрения субъекта, он показывает влияние жизненной среды и то, как она организует интерсубъективные отношения в системе ценностей общества и реализации личности. Отсюда следует, что анализ города Ж.-Ж. Руссо предлагает нам думать о городе как о конкретной ситуации, нормы которой следует подвергнуть сомнению, чтобы выявить способ, которым город организует поведение людей, находящихся в нем, и позволяет им выражать свою личность и индивидуальность. В этом смысле философия Ж.-Ж. Руссо инициирует центральный вопрос, поставленный Г. Зиммелем и социологами чикагской школы: как анализировать пространственное, социальное и моральное содержание города как ситуации? Если эти три хорошо известных философа способствуют концептуализации города, потому как понятие город в их трудах выходит за рамки своего просто эвристического статуса. То уже в ХХ веке некоторые философы попытались продвигать город как философский объект. В частности, Георг Зиммель и Мишель Фуко. Этот интерес философии к городу объясняется, с одной стороны, галопирующей урбанизацией в ХХ веке, а с другой стороны растущей важностью географии и интереса историков к пространственной организации, лежащей в основе социальной организации [18], что способствует переоценке в теоретическом анализе пространства, слишком часто игнорируемого в пользу времени. Из этого философского интереса XX века к городу вытекают две основные проблемные линии: с одной стороны, понимание города с гегельянской и марксистской точки зрения как формы современной жизни, чувствительно кристаллизующей в своей материальности трагический характер времени, с другой стороны, анализ города как социального пространства, развитие которого стратегически участвует в устройствах власти. Г. Зиммель посвятил большому городу эссе «Большие города и духовная жизнь» (1903 г.), чтобы развить философию, связанную с современностью, стремящуюся привнести из концептуальности поверхностных явлений, составляющих наше обыденное. Наследник гегелевской философии, он предлагает отслеживать духовную реальность мелочей жизни и считал: «задача философии состоит в том, чтобы послать зонд, соединяющий единичное с непосредственным... предельные духовные смыслы», настолько, что его социологию следует сравнить с гегелевской философией духа [9]. В своем эссе Г. Зиммель исследует столичный образ жизни: призванный преодолевать огромные расстояния между домом и работой, смешиваться с людьми из всех слоев общества, с которыми у них нет ничего общего, кроме одного пространства или одних и тех же транспортных средств, воспринимать особенно богатый и контрастный городской пейзаж благодаря движениям,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=