Гуманитарные ведомости. Вып. 4 (44) 2022 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 4 (44), декабрь 2022 г. 13 режима <…>. Потому описания сталинских лагерей на меня не произвели сильного впечатления: я видел и пережил сам кое-что похуже» [6, с. 23]). Книга «Зияющие высоты», с которой началось оригинальное философское творчество А. А. Зиновьева, представляет собой радикальную и сознательно карикатурную критику советского строя. Возможно, что в такой форме он подсознательно мстил и за колхозную каторгу своих родителей, и за свои собственные мытарства в молодости, когда он был тайным антисталинистом. Исследователи связывают эту книгу с сатирической традицией, идущей от М. Салтыкова-Щедрина. Однако многие усматривают в ней и русофобию. Вот что писал о «Зияющих высотах» известный писатель и мыслитель Л. И. Бородин: «я открыл уже основательно зачитанный том, и с первых же страниц полыхнуло на меня таким утробным отвращением к стране, к народу, к его слабостям и грехам, что, прервавшись, я средь ночи стал дозваниваться до одного московского вундеркинда, знавшего все обо всех. Кто он, этот Зиновьев? Может, сверх меры обиженный властью, замордованный лагерями- тюрьмами? С такими встречался и в мордовском Дубравлаге, и во Владимирской тюрьме, и еще раньше в сплошь зэковском Норильске, я таким всегда сочувствовал, ведь это же страшное несчастье – болеть ненавистью к своей «среде обитания». Но московский всезнайка поведал мне, что сей писатель – пожизненный марксист, диаматчик или истматчик, что родом из деревни и кондово русский, что «прозрел», как говорится, на днях... Итак: есть- де на планете страна под названием Ибания, и проживают в ней сплошь одни ибанцы – злобные, порочные по природе ублюдки, ненавидящие все прочее человечество, жаждущие переделать его под себя под руководством своих ибанских мудрецов и правителей... Четверть века назад читал я сие сочинение. С тех пор не перечитывал. А если б перечитал, наверняка нашел бы там обломки стрел, запущенных и в коммунизм в том числе. Но ставшая крылатой, потому что оказалась удобной, фраза о том, что, дескать, по причине природного косоглазия мы, метившие в коммунизм, попали в Россию, – это, уж простите меня, полнейшая чушь. Кто куда метил, тот туда и попадал. И сочинение, бывшее чрезвычайно популярным у весьма специфической публики семидесятых… это не что иное, как взгляд на Россию глазами ибанца и на потеху прочим ибанцам положенный на бумагу» [1, с. 110]. С аксиологической точки зрения «Зияющие высоты» представляют собой амбивалентное явление: с одной стороны, в них явно имеет место «негативное мироощущение» (Л. Гумилев) как признак «антисистемы» и «химеры», которая неизбежно ведет к саморазрушению общества; с другой – такая самокритика общества необходима и для его изменения и возрождения. Вопрос теперь в том, какая из этих двух составляющих окажется сильнее: разрушительная или созидательная? Очень легко проникнуться антиценностьюressentiment, но требует большого душевного труда, на который далеко не все способны, ценность любви к Отечеству. В период 1970-1990-х годов на уровне массового сознания разрушительная тенденция была сильнее; но уже в XXI веке российское общество существует на основании стихийного

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=