Гуманитарные ведомости. Вып. 4 (44) 2022 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 4 (44), декабрь 2022 г. 122 невозможно, хотя Абдулла и смиренен, покладист, вспоминая слова афганского дедушки, своего спасителя: «Рай находится под ногами наших матерей», – которые призваны примирить кровных братьев, хоть и иноверцев. В этой ситуации не становится спасением и приглашение в дом местного батюшки, который, садясь за стол вместе с семейством в постный день, видит на столе курицу и самогон. Сила веры Абдуллы могла стать для окружающих примером духовного преображения, однако искренне считающие себя православными (верующими) его близкие, и односельчане, и даже бывший однополчанин, одержимый идеей возмездия, таковыми не являются (выказывая, скорее, суеверия), и потому осознать меру своей греховности, духовного обнищания, падения, увы, не могут. Потому, например, и бегут, отпихивая друг друга, чтобы догнать плывущие по реке доллары. А для Коли-Абдуллы совсем не деньги являются залогом счастья, а мир вокруг, благочестие, умиротворение, порядок, заведённый многими поколениями предшественников. Поэтому поступиться своими религиозными убеждениями, даже под страхом смерти, Абдулла не может. Он остаётся верным Богу (и самому себе) до последнего вздоха. 4. Примирение с Богом посредством предстояния, служения, покаяния, как, например, у Ивана Бунина: «…я один в безмолвном созерцанье, / Что всем я чужд и говорю – с тобой» [4]. «…И забуду я все – вспомню только вот эти / Полевые пути меж колосьев и трав – / И от сладостных слез не успею ответить, / К милосердным коленям припав» [6, с. 93]. Миротворческая миссия русской литературы, искусства, культуры усиливается в периоды исторических потрясений, испытаний. Пытаясь утвердить примирение, (вернее, сродство в Боге) как вневременную и надмирную ценность, Е. Евтушенко, например, не переставал находить, констатировать в своём творчестве исторические примеры общей – планетарной – судьбы и обличать все земные войны и распри, потому и протягивает – вопреки безумию ненависти и жестокости – мальчик Станция Зима руку мальчику, которого в память о погибших назвали Бабий Яр: «…Шар земной – усталый человек. / И, по обе стороны скорбя, / ты, Господь, один у нас на всех, / лишь зовём по-разному тебя» [7]. Тема примирения в отечественном киноискусстве Разные формы примирения могут быть представлены как инварианты, архетипы в одном и том же произведении. Свидетельством этого являются, в частности, фильмы С. Бондарчука («Война и мир», «Судьба человека»), Р. Быкова («Чучело»), С. Герасимова («Тихий Дон»), А. Германа («Проверка на дорогах»), Г. Данелии («Серёжа», «Я шагаю по Москве», «Мимино»), М. Калатозова («Летят журавли»), Э. Климова («Иди и смотри»), А. Кончаловского («Сибириада»), В. Мельникова («Старший сын»), А. Рогожкина («Кукушка»), С. Ростоцкого («Доживём до понедельника»), Н. Михалкова («Пять вечеров», «Свой среди чужих, чужой среди своих», «Родня», «12»), А. Сокурова («Александра»), С. Соловьёва («Сто дней после детства»), А. Тарковского («Андрей Рублёв», «Зеркало», «Сталкер»), В. Хотиненко («Мусульманин», «Поп»), М. Хуциева («Был месяц май», «Мне двадцать лет»,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=