Гуманитарные ведомости. Вып. 4 (44) 2022 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 4 (44), декабрь 2022 г. 12 взаимно определяют друг друга. В анализе причин краха СССР не только как государства, но и как особой социальной системы А. А. Зиновьев в равной степени рассматривает роль как прагматических, так и ментальных факторов. В анализе последних он выделяет аксиологический аспект как определяющий содержание массового сознания и направление истории. Именно динамика ценностей в общественном сознании у А. А. Зиновьева является главным фактором всех исторических изменений. Целью данной статьи является анализ аксиологических факторов краха СССР в концепции А. А. Зиновьева. А. А. Зиновьев писал: «реальный коммунистический строй есть, прежде всего, и по преимуществу способ выживания в предельно трудных условиях… а не способ достижения некоего общества всеобщего благополучия и счастья» [4, с. 93]. Тем самым, советский строй создавался вовсе не в соответствии с неким планом и теорией, а просто в силу того, что нормальной способ социальной жизни был разрушен, и оставалось только лишь «выживать» в искусственно созданных «суровых исторических условиях». Вместе с тем, сам «советский строй» стал возможен только потому, что он фактически паразитировал на лучших качествах народа, сформированных намного раньше – традиционной православной цивилизацией [3]. Но сам «советский строй» эти качества не воспроизводил, а наоборот, активно разрушал. Поэтому, когда эти качества иссякли у новых поколений, СССР разрушился автоматически, поскольку исчез тот человеческий ресурс, за счет которого он существовал. Даже коллективизм на самом деле вовсе не был советским, а был получен уже как готовое качество народа, сформированное христианской моралью самопожертвования и психологией русской крестьянской общины. Этот коллективизм вовсе не был советским, но существовал, пока были живы поколения, родившиеся еще в царской России. А уже новые советские поколения, вопреки официальной пропаганде, формировались с психологией эгоцентрического потребительства, и когда с 1960-1970-х годов они стали преобладать, СССР был уже обречен, поскольку не мог обеспечить запросы этого нового типа людей, который стал господствующим. То же самое можно сказать и о других позитивных качествах народа – от терпения до потребности в вере и идеале. Все они были качествами старого православного народа, а у советского человека могли сохраняться только в виде исключения под влиянием традиций предков. Можно сказать, что главным социальным законом советского общества был закон его неизбежной самоликвидации вследствие нравственной деградации народа. Поэтому когда к 1960-м годам русский народ иссяк и на его месте действительно возник новый «советский народ», он сразу же начал быстро деградировать, что и привело к закономерному итогу в 1991-м. СССР был создан людьми, воспитание которых было заложено еще до 1917 года, большевики лишь воспользовались ими, как «расходным материалом», уничтожив при этом миллионы лучших людей всех сословий, в том числе, крестьянского (А. А. Зиновьев писал: «Год колхозной жизни в наших местах я приравниваю, по крайней мере, к году исправительных лагерей строгого

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=